В мае 1970 года автополигоном НАМИ были завершены сравнительные испытания перспективного КамАЗ-Э5320 с автомобилями ГАЗ-33, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 на предмет проходимости. По их результатам в конструкцию КамАЗа был внесен ряд изменений, призванных улучшить возможности машины на бездорожье – как-никак, его в СССР было просто немеряно, и ездить по асфальту новинке предстояло далеко не всегда.
В итоге осенью 1972 года начались испытания проходимости самосвала КамАЗ-3Э5510 3-й серии постройки. Для чистоты исследований в напарники к трехосному КамАЗу (6х4) были выделены бортовой ЗИЛ-130 (4х2), самосвал МАЗ-503А (4х2) и бортовой Mercedes-Benz L1817 (6х4).
Для испытаний был выбран участок в районе Мелитополя (Запорожская область). Именно там на протяжении полутора месяцев грузовики и месили осеннюю грязь.
Испытуемых загрузили в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, с учетом развесовки по осям. Причем «немцу» балласта насыпали ровно столько, чтоб сравнять его полную массу с полной массой КамАЗа – 15 500 кг: это позволило соблюсти чистоту эксперимента. К слову, капотный Mercedes-Benz L1817 с длиннющей колесной базой имел снаряженную массу почти на тонну меньше, чем короткий КамАЗ-3Э5510 – 7200 кг против 8130 кг соответственно.
Заезды проводились в несколько этапов, каждый из которых проходил на определенном типе грунтов.
Для начала четверка испытуемых на I передаче взобралась на подъемы крутизной 8-10% и 12-14%. С данной задачей справились все, хотя ЗИЛ и МАЗ несколько медленнее. Кстати, попытку повторить это на II передаче провалили все.
Затем были заезды по песчаному участку. КамАЗ и Mercedes-Benz снова продемонстрировали свое преимущество перед ЗИЛом и МАЗом, хотя первые ехали по рыхлому песку, а вторые — по уплотненному. Так если груженый Mercedes-Benz с буксованием до полной остановки прошел 21 м, а КамАЗ — 20 м, то ЗИЛ всего 7,5 м, а МАЗ и вовсе 6 м.
Но самое интересное началось, когда квартет запустили на грейдированную грунтовку протяженностью 60 км. Чернозем во всей красе показал свою силушку, «замыливая» протекторы до состояния «сликов», и обеспечил участникам испытаний и заносы, и съезды в кювет. Быстро выяснилось, что недостаточная величина окон в проставочных кольцах сдвоенных колес КамАЗа затрудняет удаление грязи из «спарки». Кроме того, из-за близкого расположения тормозных камер к задним ведущим колесам, грязь набивается и туда – впрочем, этим грешил не только КамАЗ, но и МАЗ.
Зато Mercedes-Benz, «обутый» в новенькие шины, смог показать большую среднюю скорость, чем КамАЗ: 35,8-40,2 км/ч против 31,0-37,3 км/ч соответственно. Да и расход топлива у «немца» был меньше: 44,6-48,9 л/100 км против 49,0-50,4 л/100 км.
Средняя скорость МАЗ-503А составила всего 28,8 км/ч, а расход топлива — 48,4 л/100 км.
Несмотря на то, что в текстовой части отчетов все участники фигурируют в роли равнозначных героев, в итоговых таблицах есть забавные примечания. Так ЗИЛ-130 с грузом не смог тронуться при первом заезде на уплотненном песчаном участке. А в порожнем состоянии ЗИЛ и МАЗ настолько уступали своим трехосным оппонентам, что их даже не допустили ко второму заезду по пескам. Кроме того, в заездах по размокшей дороге ЗИЛ-130 официально и вовсе не участвовал по организационно-техническим причинам, хотя на фото едет вместе со всеми.
В принципе, то, что двухосные машины покажут себя хуже, было предсказуемо. КамАЗ-3Э5510 имел принудительную блокировку межосевого дифференциала, а у Mercedes-Benz 1817 привод задних осей был изначально сблокирован.
Что же касается конкретно противостояния между КамАЗом и «Мерседесом», то здесь получилась ничья – проходимость обоих грузовиков признана равнозначной…