Любимый ПАЗ-672 – варианты, о которых слышали единицы

ПАЗ-672 почти такая же легенда, как ЛиАЗ-677 или Ikarus-260. Круглобокие «пазики» были известны всем от мала до велика, потому как не было места в СССР, где бы не прокатился этот вездесущий автобус. Городские маршруты, пригородные рейсы, служебные поездки – «672-й» отметился везде. Его любили тогда, любят и сейчас.

Вот только знаете ли вы, что в реальности ПАЗ-672 мог иметь огромное количество вариантов исполнения?

ПАЗ-672, каким мы его помним
ПАЗ-672, каким мы его помним

Первый опытный образец ПАЗ-672 собран в ноябре 1959 года. Причем, заводчане реально стремились к «светлому будущему», поэтому одновременно с автобусом свет увидел и пассажирский прицеп ПАЗ-750, который должен был работать с ним в паре.

Экземпляр был красив и оригинален. Особенно в сравнении с предшественником ПАЗ-652, хотя кузова у них идентичны.

Впрочем, уже второй опытный образец получил совершенно иной, более агрессивный дизайн. Вызван он был необходимостью увеличения площади забора воздуха для охлаждения двигателя.

Эта внешность перекочевала и на первый туристский экземпляр ПАЗ-672Т, который увидел свет в октябре 1961 года. 22-мягких кресла и «трон» для гида в салоне, отдельный багажный отсек, одна распашная пассажирская дверь вместо двух автоматических – «турист» был хорош!

В декабре 1962 года появился «обиженка» – ПАЗ-672А. Спорный дизайн напоминал надутые губки кокетки, и отсутствие бамперов только усиливало данное впечатление. Еще больший эффект «взбалмошной красотки» придавали здоровенные задние арочные шины, из-за которых «попка» автобуса казалась неестественно раздутой. Прям «силиконовое чудо» в металле!

ПАЗ-672А – спасибо, что не пошел!
ПАЗ-672А – спасибо, что не пошел!

В 1963 году созданы варианты городской и туристской машины с передком, почти идентичным тому, что мы знаем. Причем, на ПАЗ-672Т все еще пытались сохранить опытный вариант остекления. Предполагалось, что большие окна позволят туристам лучше видеть красоты расцветающего Советского Союза.

Увы, когда в 1968 году ПАЗ-672 твердо встал на поток, про туристский вариант уже никто  не заикался – уложиться бы в план по городским машинам!

ПАЗ-672Т
ПАЗ-672Т

В 1966 году был изготовлен еще один интереснейший вариант «пазика». ПАЗ-672А представлял собой прогулочно-экскурсионный автобус с открытым кузовом. Опытные образцы имели весьма оригинальную внешность – остекление пассажирского салона отсутствовало напрочь. «Полукабина» предусматривалась только для водителя. А первый вариант машины имел и новое оформление передней части.

В том же 1966 году появился и полноприводный вариант «672-го». Первоначально вездеход так и назывался «ПАЗ-672 4х4», однако впоследствии получил индекс ПАЗ-3201. Под этим наименованием он и пошел в серию в октябре 1972 года. Данная модель выпускалась массово и хорошо всем известна.

В 1983 году на базе ПАЗ-3201 всего в двух экземплярах был выпущен автобус-столовая. Машина предназначалась для обеспечения питания работников сельского хозяйства в полевых условиях. В салоне находились три 4-местных и два 2-местных столика для приема пищи, а в корме располагался пищеблок с отсеками для хранения посуды и пищевых бачков.

Весьма интересный вариант автобуса создан на базе ПАЗ-672 в 1975 году. В то время велись активные работы по проектированию более совершенной модели «пазика». Из целой линейки опытных образцов данного направления самым интересным оказался ПАЗ-3202 с новой передней и задней маской. При сохранении центральной части кузова неизменной, машина получила переднюю часть весьма схожую с будущим ПАЗ-3205. Не один в один, конечно, но очень похоже. Корма поменялась менее категорично, но «плоские» элементы и здесь проявились достаточно четко.

Не прошла мимо «пазиков» и Олимпиада-80. Специально для оргкомитета создан комплекс ПАЗ-672ТЛ для обследования спортсменов. В его состав входили сразу два автобуса: первый – для медико-биологических обследований, второй – для педагогических и психологических. Салон обеих машин разделялся на три части: в передней обитал экипаж, средняя служила для осмотра спортсменов, а в задней располагалось оборудование, умывальник и барокамеры.

Все к той же Олимпиаде-80 собрана и партия «телевизионных» машин ПАЗ-3916 для монтажа станции ПВС-4. От стандартного «пазика» у модели сохранилась только передняя часть. Все остальное было доработано. Увеличенная крыша, глухие стенки, дополнительная дверь по левому борту и много еще чего. Внутри вместо пассажирских кресел появилась аппаратная с креслами для персонала, кабельный отсек и отсек питания.

ПАЗ-3916
ПАЗ-3916

Впрочем, спецавтобусы под установку телевизионного оборудования изготавливались на заводе и раньше. В частности, еще в 1970 был выпущен вариант для монтажа внутри передвижной телевизионной станции (ПТС) на ленинградском заводе «Волна». Правда, выглядел автобус не так необычно, как «олимпийский» вариант.

«Телевизионный» ПАЗ-672
«Телевизионный» ПАЗ-672

Отдельного упоминания заслуживает появившийся на свет в 1977 году… «Пингвин». Модель, именовавшаяся ПАЗ-3742, предназначалась для перевозки скоропортящихся продуктов. Вместо салона у нее был грузовой отсек, вместо окон – стальные борта. А для загрузки служила здоровенная дверь в корме и маленькая «хлопушка» на месте первой пассажирской двери.

«Пингвины» выпускались в двух вариантах: рефрижератор ПАЗ-3742 и «изотерма» ПАЗ-37421.

И в завершении вовсе не готовый продукт, но все же ПАЗ-672. В 1972 году начался выпуск специальных шасси для установки на них автобусных кузовов сторонних производителей. Причем предполагалось, что тема будет востребована как в СССР, так и во многих странах зарубежья. По факту «в металле» воплотились лишь версии ПАЗ-672ВЮ для стран с тропическим климатом и его полноприводный аналог – ПАЗ-320107.

Выглядело все это весьма оригинально. Особенно, когда на заводе отказались даже от установки минимального «оперения»…

Оригинальное шасси нашло стабильного покупателя в лице производителя автобусов на Кубе. «Остров Свободы» охотно закупал павловские «заготовки» и выпускал на их основе целый ряд автобусов, аналогичных «пазикам». Причем счет шел даже не на сотни единиц – на тысячи!

P.S. В конце у меня есть небольшая просьба к читателям. Дело в том, что мой друг сейчас занимается реставрацией как раз такого классического “круглого” пазика, и ему остро необходим ряд запчастей для этого автобуса. В первую очередь речь идет о деталях салона, родных сиденьях, алюминиевых профилях и молдингах. Если у вас есть какие-то детали от ПАЗ-672 или полноприводного ПАЗ-3201 – напишите мне, пожалуйста, я сведу вас с хозяином того автобуса.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector