Новость не самая свежая, но от этого не менее значимая. Ученые из Института Ифо в Мюнхене во главе с профессором Кристофом Бухалем (оригинальная фамилия, не так ли?) все измерили, посчитали, перепроверили и сделали выводы, что дизельные двигатели, на которые в последние годы все ополчились из-за дизельгейта, оказались на самом деле чище электромобилей.
Как так, ведь электромобили не выбрасывают в атмосферу вообще ничего плохого?, — спросите вы. Сами электромобили в самом деле очень «чистые». Но электричество не берется из ниоткуда.
Возможно, когда-то вся электроэнергия будет получаться их атома, ветряков и солнечных батарей, но пока что даже в продвинутой Германии половина всей электроэнергии получается путем сжигания углеводородов. А это значит, что электромобили не так уж и чисты: они просто переносят источник загрязнений из города за город, туда, где находятся электростанции.
Но энергия для подзарядки электромобилей — это лишь половина загрязнений. Вторая половина — это загрязнения при производстве аккумуляторных батарей. Добычи марганца, лития и кобальта (металлы, необходимые для производство аккумуляторов) очень энергозатратны. И это ещё ученые не брали в расчет вред, который принесут планете умершие батарейки электромобилей через 10-15-20 лет.
Если говорить о цифрах, то один из самых современных и технологичных электрокаров Tesla Model 3, с учетом производства батарей и их зарядки, выбрасывает в атмосферу от 155 до 179 г/км СО2.
Такой же по классу дизельный Mercedes C220d выбрасывает всего 117-137 г/км СО2. Ровно на четверть меньше. А если взять очень близкий по характеристикам к Тесле бензиновый Mercedes C300, его выбросы будут в районе 155 г/км. По нижней границе Теслы.
Маздовский 2,5-литровый атмосферник SkyActive (не самого последнего поколения) выбрасывает 153 г/км СО2. А 2,2-литровый SkyActive D — 117 г/км. И в чем смысл электромобиля? Шило на мыло получается.
Кажется, человечество вновь пошло не по тому пути, как и 40 лет назад, когда решением проблемы загрязнения среды были выбраны каталитические нейтрализаторы. И как 20 лет тому назад, когда появились первые гибриды. Ни то, ни другое не решало проблемы, а лишь отодвигало сроки «апокалипсиса». Электромобили не делают даже этого.
Честно сказать, выходом мог бы быть метан или пропан-бутан, на которых у нас ездят и сейчас. Но это все те же углеводороды и принципиально они проблему не решают.
Водород? Да, может быть, если бы кто-то придумал, как легко и дешево его получать. Но пока основной способ его получения в мире связан все с теми же углеводородами. Есть способ получения водорода из воды (электролиз), но он очень энергозатратный, а это те же грабли, что и с электромобилями. Пока у нас нет источников возобновляемой энергии все это бесполезно.
Сделать атомный автомобиль по принципу атомной подводной лодки? Почему бы и нет? Надо только решить проблемы с безопасностью, радиацией в случае аварии и так далее, но в целом рабочий вариант.
Это я всё к чему? К тому, что не надо забивать себе голову ерундой. Электромобили не спасают мир от глобального потепления и это официально доказано. Может быть у вас есть какие-то идеи, как быть дальше? А пока что можно смело покупать себе бензиновую или дизельную машину и наслаждать рокотом V8, V6 или хотя бы рядной четверки.
Вообще я придерживаюсь того мнения, что пока нефть и газ не закончатся или не станут экономическими нецелесообразными, никто ничего кардинального нового не придумает. А если и придумает, то бюрократия и нефтяное лобби зароют это глубоко-глубоко. Так что самым правильным решением является поскорее высосать всю нефть и сжечь в двигателям наших машин.