Особые самосвалы КрАЗ, которые засыпали радиоактивное озеро Карачай

В Челябинской области есть одно очень интересное и опасное место. Я говорю про озеро Карачай. Это место – Чернобыль в миниатюре. Небезызвестный комбинат “Маяк”, занимавшийся производством ядерного оружия и изотопов, еще в начале 50-х годов начал сбрасывать в озеро свою активность. В итоге к концу 1980-х годов прогулка к этом озеру была уже смертельно опасна.

10 минут было достаточно, чтобы получить лучевую болезнь (экспозиционная доза набегала около 100 рентген), а летальный исход мог наступить уже через 2 часа. А теперь представьте, что будет, если вы решите там искупаться!

Я не просто так сравнил озеро Карачай с Чернобылем. Суммарная активность накопленных там веществ достигала 120 миллионам Кюри. Это в два раза превышает активность радионуклидов, выброшенных в окружающую среду после аварии на Чернобыльской АЭС. Можете себе представить, настолько это место опасно!

Тогда же стало понятно, что продолжаться это больше не может, и с опасным озером надо что-то делать. С 1986 года начался постепенный процесс засыпания озера. Сброс радиоактивных веществ, естественно, прекратили. Основной процесс “захоранивания” озера пришелся на 2000-е годы, когда радиоактивный фон на озере немного снизился.

Причем делали это довольно оригинальным способом. На дно озера опускали полые бетонный кубы (вы видите их в кузовах самосвалов). Они должны были служить своеобразными ловушками, куда постепенно затекал и оставался радиоактивный ил. Сверху всё это закрывалось скальным грунтом, который поглощал излучение.

Но к чему я это всё завел? Вся эта длинная предыстория была необходима, чтобы объяснить назначение уникальных самосвалов КрАЗ, которые вы видите на фотографиях. Основной парк составляли КрАЗ-256Б, а впоследствии было переоборудовано несколько более современных КрАЗ-6510.

Так как радиоактивный фон всё еще сохранялся, то нужно было обеспечить защиту экипажа. Причем не разовую (как во время ликвидации последствий ЧАЭС), а многолетнюю, ведь персонал тут работал годами. А вот принципиальных подход в защите кабины был идентичным с тем, который использовался на ЧАЭС.

Штатные кабины грузовиков сняли, а их место заняли стальные бронекапсулы с листами из свинца. На кабине разместили фильтро-вентиляционную установку. Всё это мы видели на КрАЗах, которые отправляли для ликвидации последствий ЧАЭС. Только там кабины были преимущественно одноместными.

Обратите внимание на две толстых трубы, которые идут от верхней кромки кабины к переднему бамперу. Они использованы для того, чтобы передавать вес тяжеленной свинцовой капсулы прямо на раму. У чернобыльских грузовиков такого не было. А между тем подобное довольно простое решение позволило значительно продлить ресурс техники.

Работы по засыпке озера продолжались до 2015 года, когда 26 ноября был засыпан последний квадратный метр водоёма двухметровым гидроизолирующим слоем. Всего на это было затрачено около 17 миллиардов рублей. КрАЗы после этого тоже отправились на покой – в могильник радиоактивных веществ.

Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector