В любом бланке протокола об административном правонарушении есть графа для объяснения водителя. В документе специально предусмотрены пустые строчки для того, чтобы автомобилист мог выразить свое мнение о произошедшем. Обычно инспектор ГИБДД просто указывает пальцем на эту графу и сообщает человеку, что в данном месте необходимо написать: «С протоколом согласен». Затем эта фраза заверяется подписью того, кого признали правонарушителем.
Иногда водители отказываются оправдывать ожидания сотрудников ДПС. Автомобилист пишет, что не согласен с проступком, и страж порядка вдруг начинает нервничать. Он может повысить голос или принимается убеждать человека в том, что тот поступает неправильно. Почему же это так злит полицейских? Что в дальнейшем может повлиять несогласие?
Отголоски палочной системы
Не секрет, что от любого инспектора ГИБДД руководство ежедневно ждет определенного количества протоколов. Так называемая палочная система при проведении реформы была отменена только на словах. На практике же все осталось по-прежнему. Почему-то считается, что если не требовать от полицейских выполнения «плана», то они вообще ничего делать не захотят. А так – хоть какая-то польза.
Причем сами сотрудники ДПС прекрасно понимают абсурдность этой точки зрения. Ведь получается, что чем больше совершается (и выявляется) правонарушений, тем лучше работает полиция. И наоборот: если все водители вдруг станут законопослушными, инспекторов ГИБДД будут ждать суровые дисциплинарные взыскания. Поэтому стражам порядка в какой-то степени выгодно, чтобы Правила дорожного движения нарушались как можно чаще. Что поделаешь, систему сломать очень тяжело.
Заступая на дежурство, полицейский стремится как можно быстрее задокументировать нужное количество нарушений, чтобы потом отчитаться перед начальством. А дело это довольно трудоемкое: на заполнение бланков уходит очень много времени. Поэтому если процесс начинает «буксовать», инспектор ГИБДД нервничает.
Возможные проблемы
Фраза «не согласен» означает массу грядущих трудностей. Этим выражением автомобилист дает понять, что собирается обжаловать постановление. А отмена решения для сотрудника ДПС подобна страшному сну. Если наказание, которое он назначит, аннулируют, пострадает весь отдел полиции. Он почти со стопроцентной гарантией получит неудовлетворительную оценку по итогам всего текущего года. На сотрудников посыпятся выговоры, затем последует лишение премии (которую и без этого дают 1 раз в год).
Если водитель не желает признавать свою вину и вступает в спор, на оформление административного дела уходит намного больше времени. В результате инспектор ГИБДД может не успеть выявить нужное количество проступков. Поэтому он напрямую заинтересован в том, чтобы автомобилист согласился со всеми его доводами и побыстрее уехал.
Тому, кто не согласен с протоколом, приходится более тщательно разъяснять его права и обязанности. Такие водители обычно включают видеосъемку, поэтому малейшая процессуальная ошибка может повлечь за собой крупные неприятности. Все это очень сильно «напрягает» стража порядка.
Могут наступить и другие неприятные последствия. Протокол будет храниться в архиве отдела полиции. Даже если водитель передумает писать жалобу, запись «не согласен» никуда не исчезнет. Многочисленные проверяющие, которые приезжают, чтобы проконтролировать несение службы, почти каждый раз заглядывают в дела. И именно подобные материалы привлекают их внимание в первую очередь.
Увидев, что автомобилист выразил протест, они начинают придираться к каждой запятой. В результате инспектор ГИБДД может получить взыскание в момент, когда он уже и думать забыл про данный протокол.
Разобравшись в причинах происходящего, возможно, кто-то даже захочет посочувствовать полицейским. Однако нести службу в данной структуре – личный выбор каждого.
Если вы действительно видите, что страж порядка неправ, смело пишите, что не согласны с протоколом. Подобные действия обязательно нужно обжаловать. Но если правонарушение налицо, лучше признать свою вину. Раскаяние – законный повод для смягчения наказания. Поэтому в некоторых случаях согласие помогает водителю остаться в выигрыше.