В 2007 году на нижегородском автозаводе «Чайка-Сервис» разработали грузовой фургон на шасси грузовика «Валдай», особенностью которого стал вместительный кузов, объединенный в один объем с кабиной. Кузов этот имел прочный стальной каркас и наружные панели из пластика, причем из кабины предусматривался прямой доступ в грузовой отсек через сдвижную дверь в задней стенке. Накануне премьеры изготовитель через журнал «Грузовик Пресс» объявил конкурс на лучшее название для новинки. Я тоже принял участие в конкурсе и, как ни странно, победил. Так фургон получил предложенное мной имя «Валдай Профит» (с английского переводится как «прибыль», да еще в составе названия присутствует понятное всем слово «профи» – в общем, два в одном), а мне в качестве приза вручили ноутбук и цифровую «мыльницу».
На следующий, 2008 год, Чайка-Сервис совместно с Невской технической компанией построили второй образец «Валдай Профит» в варианте короткобазного инкассаторского броневика. А дальше приключились известные кризисные события, и спрос на столь дорогие эксклюзивные фургоны полностью сошел на нет.
Однако оснастка для производства пластиковых кузовных элементов уже была подготовлена, так не пропадать же добру?! И тогда на «Чайка-Сервисе» на основе панелей кузова «Профит» начали делать весьма востребованные закабинные спальные модули для «Валдаев» и «ГАЗелей».
А следующим логичным шагом стало изготовление двухрядной кабины на основе спального модуля «Профит». В первоначальном варианте (2009 год) такая кабина не имела отдельной двери для второго ряда: посадка всех пассажиров осуществлялась через штатную правую дверь, а для возможности прохода назад пассажирское сиденье в первом ряду пришлось сделать 1-местным. Преимуществом кабины «Профит» была не только долговечность (прочный каркас, нержавеющая облицовка), но и простор: все четверо пассажиров второго ряда за счет высокой крыши могли свободно встать в полный рост – например, чтобы переодеться. Кабины этого типа получили распространение на автомобилях для перевозки ремонтных бригад у «коммунальщиков» и «дорожников».
Наконец, примерно в 2010 году стали появляться первые образцы «Валдаев» с двухрядной кабиной, получившей отдельную дверь для задних пассажиров с правой стороны. Вместимость кабины при этом выросла с 6 до 7 человек, поскольку спереди теперь стояло 2-местное пассажирское сиденье. Кроме того, все подушки сидений второго ряда были сделаны откидными, что позволяло при необходимости положить и запереть на полу в задней части кабины какой-то ценный груз.
Следующий виток развития кабины типа «Профит» пришелся на 2012 год. Тогда в экспозиции выставки «Строительная техника и технологии» автозавод «Чайка-Сервис» представил полноприводный грузовик «Тайга»: сочетание шасси ГАЗ-3308 «Садко» и той же самой двухрядной кабины на 7 человек, которую двумя годами ранее освоили для «Валдая». Правда, переднее оперение конструкторам пришлось разработать заново: его традиционно изготовили из пластика, встроив в крылья фары от «Валдая».
Получилось стильно, да и с функциональностью у оперения «Тайги» дела обстояли неплохо: на бампере предусмотрели тросовую подножку, площадку для обслуживания двигателя, окна для доступа к буксирным петлям и штатные точки установки «противотуманок». Широкий капот открывался на большой угол и обеспечивал нормальный доступ к большинству узлов. Не особенно удобно было подлезать разве что к бачку гидропривода сцепления и маслозаливной горловине двигателя, но изогнутая воронка проблему решала. Приятный нюанс для водителя – на «Тайгу» установили доработанную панель приборов и руль от «ГАЗели Бизнес» (серийные «Валдаи» всю жизнь довольствовались «приборкой» образца 2003 года). А учитывая большую высоту расположения кабины над дорогой, у задней двери появилась откидная подножка с электроприводом.
В дальнейшем автозавод «Чайка Сервис» в течение нескольких лет привозил на специализированные выставки все новые и новые экземпляры спецтехники на шасси «Тайга» – в основном специальные автофургоны и автогидроподъемники.
Однако был у «Тайги» и конкурент. Еще в 2009 году ООО «Роскомтранс», изготовитель различной спецтехники из того же нижегородского региона, предложил покупателям своих автогидроподъемников модифицированное шасси ГАЗ-3308 «Садко» с 3-местной кабиной от «Валдая». Актуальность такого «апгрейда» обуславливалась тем, что в состав большинства ремонтных бригад, использующих автогидроподъемники, входило 3 человека, а кабина стандартного «Садко» вмещала только двоих. Подобные гибриды на «Роскомтрансе» начали мелкосерийно изготавливать по индивидуальным заказам, причем назвали их… Угадаете с одного раза? Правильно, «Тайга»!
В 2012 году та же фирма, но переименованная в «Рускомтранс» (если вы не в курсе, за право использования фразы «РОС» в названии фирмы в нашей стране нужно каждый год платить государству!), показала на выставке «Строительная техника и технологии» новый вариант полноприводного грузовика с модифицированной кабиной от «Валдая». На сей раз машину нарекли «Тундрой». И надо сказать, что технически «Тундра» оказалась куда интереснее, чем могло показаться на первый взгляд, поскольку на кабине ее родство с техникой Горьковского автозавода и заканчивалось. В основе «Тундры» лежало шасси IVECO Daily 4х4. Целью создания такого гибрида был вывод на рынок компактного шасси высокой проходимости с более высокой грузоподъемностью (3,5 т), чем у «Садко» и «Тайги» (2,5 т). Для обеспечения приемлемой стоимости конечного продукта помимо «газовской» кабины на товарные машины предполагалось устанавливать 2,8-литровый дизель Cummins ISF, знакомый по «ГАЗелям». Правда, довести этот сложный проект до практической реализации «рускомтрансовцам» уже не удалось.