Содержание
На большинстве отечественных автомобилей, а также многих бюджетных «иностранцах» устанавливаются с завода аккумуляторы ёмкостью 60 Ампер*час. Да, есть как большие, так и меньшие по ёмкости, но мы сегодня будем говорить именно об АКБ, упомянутых выше. Итак, перед вами находится аккумуляторная батарея с подключенным к нему зарядным устройством.
И, пожалуй, одним из самых популярных вопросов автовладельцев по поводу зарядки АКБ звучит так: а сколько по времени нужно заряжать аккумулятор определённой ёмкости? И тут, к сожалению, невозможно дать сразу ответ, и это неслучайно.
Даже если вы откроете сейчас многие официальные сайты мировых производителей автомобильных источников питания, таких, к примеру, как Bosch, Varta, Mutlu и т.д., то в пункте о зарядке батареи совершенно ничего не будет сказано о времени заряда, но есть кое-что более важное.
Нередко производители настаивают на том, чтобы зарядка аккумулятора осуществлялась исключительно устройствами, которые работают в полностью автоматическом режиме, где нет необходимости вмешательства человека в процесс зарядки. И это логично, ведь, установив лишь необходимый первоначальный ток, зарядное устройство само будет дальше регулировать процесс зарядки в зависимости от уровня заряда АКБ.
Чем ближе заряд аккумулятора к 100 %, тем ниже становится сила тока, подаваемая на клеммы, и она будет снижаться вплоть до нулевых значений, когда АКБ будет полностью заряжена.
Но что делать, если ваше ЗУ не имеет автоматического режима?
В данном случае необходимо соблюдать рекомендации производителя как самого устройства, так и АКБ, где чётко написано, что рекомендуемый ток зарядки должен составлять 1/10 от общей ёмкости. Простыми словами: если у вас АКБ 60 Ампер*час, то на его клеммы рекомендуется подавать ток в 6 Ампер.
А сколько времени нужно?
А вот здесь всё будет зависеть от глубины разряда. Разумеется, чем сильнее разряжен ваш аккумулятор, тем дольше его нужно будет заряжать. И тут многие технические руководства советуют придерживаться следующей схемы:
Допустим, у вас батарея 60 Ампер*час. В полностью заряженном состоянии данный источник питания может отдавать ток в 1 Ампер на протяжении 60 часов, соответственно, чтобы зарядить его до полной ёмкости током 1 Ампер, потребуется также 60 часов.
Но ведь выше мы уже говорили о том, что допустимый безопасный ток заряда составляет 1/10 от ёмкости, а значит, в нашем случае это 6 Ампер. Соответственно, в таком режиме АКБ зарядится полностью за 10 часов.
А как быть, если он разряжен не полностью?
В таком случае стоит произвести замер напряжения на клеммах. В зависимости от производителя аккумуляторных батарей, данные о соотношении напряжения и степени заряда могут незначительно отличаться.
И ниже на примере одного зарядного устройства по шкале вы можете посмотреть, что 12,1 Вольт это на 25 % заряженная батарея, а 12,7 — полный 100 % заряд.
К примеру, если после замера выяснилось, что ваш аккумулятор разряжен на 50 %, то «гонять» его 10 часов при помощи «зарядника» нет никакого резона. В этом случае достаточно будет половины от максимального времени, то есть 5 часов. Если заряд 75 %, соответственно, заряжаем 2,5 часов, думаю, логика ясна.
Важно также понимать, что при постоянной силе тока, когда автоматического режима нет, большее время заряда может сильно навредить АКБ, когда она уже заряжена полностью, и электролит продолжает кипеть несколько часов, поэтому превышать этот временной интервал крайне не рекомендуется. А в идеале, следить и контролировать процесс. Обильное газовыделение говорит о полном заряде.
Это одна из немногих теорий по зарядке автомобильных аккумуляторов, и вполне возможно, что на эту тему могут быть и другие мнения, отличные от данной точки зрения. Поэтому, если вы не согласны с чем-то, можете писать свои доводы ниже в комментариях.