В 2011 году появилось новое семейство грузовиков «Ермак»: более легких по сравнению с классическим «газоном» и значительно более комфортных. «Ермак» был по сути симбиозом «Валдая» и «ГАЗели». Но обо всем по порядку…
На самом деле, разрабатывались и строились эти необычные грузовики не на заводе ГАЗ, а в Лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения при Московском государственном университете им.Горячкина группой инженеров во главе с Т.Д. Дзоценидзе (под его руководством был создан НАМИ-3333, о котором также можно почитать на канале машina – ссылка на пост об этом автомобиле в конце страницы).
Состав семейства ГАЗ «Ермак» был представлен унифицированными автомобилями массой 3,5 и 6 тонн, запас прочности которых позволял их эксплуатацию вне асфальтовых дорог. Всего было построено три опытных образца «Ермаков»: легкий бортовой грузовик с колесной формулой 4х2 и два тяжелых варианта «самосвал 4х4» и «молоковоз 4х2». Что интересно, даже заднеприводные грузовик и молоковоз обладали приличной проходимостью за счет удачной развесовки, односкатной ошиновки и блокируемого межколесного дифференциала!
Самый маленький из «Ермаков» — бортовой грузовик — был построен в варианте с короткой базой, бортовой платформой и гидравлическим краном с ручным приводом. Его официальная грузоподъемность составляла около полутоны, однако реальный запас прочности рамы и ходовой части позволял нагружать в платформу до двух тонн. Двигатель для легкой версии «Ермака» позаимствовали у «ГАЗели»: дизельный Cummins ISF2.8 мощностью 120 л.с.
Модификация с полной массой 6 тонн отличалась от легкой версии более длинной колесной базой, а вот интерьер кабины был полностью идентичным. А официальная грузоподъемность выросла до 2,5 тонн.
Тяжелый полноприводный «Ермак 4х4» был построен в варианте самосвала с платформой Саранского завода автосамосвалов (САЗ) и имел большую размерность колес по сравнению с заднеприводными модификациями: 19,5 дюймов против 17,5.
Полноприводный самосвал унаследовал раздаточную коробку и ведущие мосты от ГАЗ-3308 «Садко» с кулачковыми самоблокирующимися дифференциалами. Только «Ермак», в отличие от «Садко», имел современное кнопочное управление раздаточной коробкой.
Тяжелые модификации ГАЗ «Ермак», так же как и «Валдай», оснащались 152-сильными дизельными двигателями Cummins ISF3.8. Но в отличие от «Валдая», у «Ермака» вместо напольного рычага переключения КП был джойстик: 5-ступенчатые коробки передач вместе с тросовым приводом переключения были закуплены у фирмы ZF.
Полностью оригинальных узлов и деталей в конструкции «Ермаков» было совсем немного – к ним относились лишь элементы оперения кабины да подвеска. Остальные агрегаты были унифицированы или применялись на других газовских автомобилях в готовом виде. Так, от «Валдая» новый «Ермак» унаследовал кабину, раму, рулевое управление, пневматические тормоза и мосты, которые подвергались доработке.
Все три машины прошли испытания успешно, но в серию так и не пошли. Стратегия завода ГАЗ была направлена на развитие собственных проектов с единой модульной кабиной NEXT. А 2015 год окончательно поставил точку в истории проекта «Ермак»: тогда сняли с производство грузовик «Валдай», на базе которого он в основном и создавался. Три необычных автомобиля с эмблемой ГАЗ так и остались историей, однако отдельные опробованные на них концептуальные решения в дальнейшем нашли отражение в серийных автомобилях семейств ГАЗель NEXT и ГАЗон NEXT.