Различия масел GL-4 и GL-5

Можно ли залить GL4 вместо GL5 и наоборот

Начнем все объяснять по порядку. Первоначально, а именно несколько десятков лет назад, производители смазочных материалов использовали свинцовые добавки для защиты от износа. Впоследствии они были заменены на серо-фосфорные пакеты присадок из-за норм экологичности. Но при этом сера одновременно полезный и вредный элемент для металлов. Да, она способствует изменению прочностных характеристик, при этом как в самом металле, так и в качестве порошка в присадках масла на его поверхности. Но сера же вызывает и повышенную коррозию, особенно для деталей из меди и других мягких металлов. Что на счет коррозии, то вопрос решился около 20 лет назад, когда были разработаны пакеты присадок для нейтрализации коррозии от серо-фосфорных добавок. Но выявились проблемы другого характера…

Да, серо-фосфорные присадки создают защитное покрытие на деталях трансмиссии. Во время работы деталей, сопряжение между ними происходит через это самое покрытие. В итоге детали защищены от износа. Но вот в чем дело, при работе медных деталей оказывается, что это покрытие из присадок более прочное, чем поверхность деталей из меди (мягких металлов). В результате защитный слой работает как абразив, на поверхности мягкого металла появляются микроцарапины и задиры. То что должно сохранять металл, провоцирует его разрушение.

Ряд исследований впоследствии показали, что при использовании масел категории API GL-5 в коробках, где должно применяться API GL-4, вызывает излишнее появлении меди в объеме масла. Все это связано с истиранием поверхности деталей из меди и попаданием ее в это масло. Показатель меди был в 2-4 раза больше для GL-5, нежели для GL-4.

Ну, а если принимать во внимание, что как правило синхронизаторы сделаны из меди и они подвержены повышенному износу, то некоторые производители смазочных материалов, указывая стандарт API GL-4 / 5, прямо пишут, что продукт не предназначен для коробок передач с синхронизаторами! *Если такой надписи нет, то вполне возможно применение для КПП с синхронизаторами.  С другой стороны стандарт API GL-5 уже не всегда отвечает требованиям современной техники, что вызвало появление нового международного стандарта SAE J2360

Соответственно возникает закономерный вопрос, насколько трансмиссионные масла API GL-4/5, содержащие умеренный пакет противозадирных присадок и допустимые для коробок передач с синхронизаторами, хороши для применения в других высоконагруженных агрегатах. Однако это уже тема другой статьи..

С другой стороны стандарт API GL-5 уже не всегда отвечает требованиям современной техники, что вызвало появление нового международного стандарта SAE J2360. Соответственно возникает закономерный вопрос, насколько трансмиссионные масла API GL-4/5, содержащие умеренный пакет противозадирных присадок и допустимые для коробок передач с синхронизаторами, хороши для применения в других высоконагруженных агрегатах. Однако это уже тема другой статьи…

Чем различаются трансмиссионные масла GL4 и GL5

Стандарт API GL-4 определен для трансмиссионных масел, используемых для конических и гипоидных передач коробок передач и агрегатов ведущих мостов, работающих в условиях умеренных скоростей и нагрузок.

Стандарт API GL-5 — для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, работающих при высоких температурах и подвергающиеся кратковременной ударной нагрузке.

Дело в том, что классификация трансмиссионных масел, не учитывает конструкторских особенностей всех коробок передач. Можно даже утверждать обратное, повышенно количество присадок от задиров отрицательно влияет на элементы КПП.

Как правильно выбрать трансмиссионное масло

Автопроизводители рекомендуют использовать в автомобилях с передним приводом только моторную жидкость. Трансмиссионные масла не подходят для АКПП, так как этот механизм отличается своей оригинальной конструкцией. Специально для таких коробок существует особая маловязкая жидкость – ATF.

Классификация по коэффициенту вязкости

Принятый в США стандарт SAE сегодня получил статус международного. В него входит несколько видов расходных материалов для трансмиссии: зимних – 4, летних – 5.

Обозначение

Буквой W маркируются зимние марки. Всесезонные transmission oil имеют двойную маркировку. К примеру, SAE 80W-90.

Температура, градусы Обозначение
— 55 70W
— 40 75W
— 26 80W
— 12 85W

Летние марки обозначаются цифрами: SAE 80/85/90/140/250. В трансмиссии автомобилей с маломощным двигателем применяют смазку SAE 90. Для внедорожников, автомобилей с мотором высокой мощности, применяется SAE 140. В спортивных машинах пользуются трансмиссионным маслом типа SAE 250.

Свойства

Эксплуатационные показатели составов подразделяются на шесть подгрупп.

API GL-1

Смазка заливается в КПП, которая работает с минимальной нагрузкой. Может использоваться в различных зубчатых передачах:

  • Червячных;
  • Конических;
  • Цилиндрических.

API GL-3

Специальная трансмиссионная жидкость, используется в:

  • Ступенчатых КПП;
  • Системах рулевого управления;
  • Гипоидной передачи.

Отличается от GL-2 более высокой защитой от повышенного износа.

API GL-4

Применяется в новейших автомобилях, работающих в режиме умеренной эксплуатации. Автомасла этой группы отличаются повышенным содержанием различных добавок, защищающих детали КПП от образования задиров.

API GL-5

Очень популярное и востребованное трансмиссионное масло, заливаемое в рулевые редуктора и КПП, работающие в самых тяжелых режимах. С успехом используется в карданах мотоциклов, которые испытывают знакопеременные нагрузки.

В состав входит специальная серофосфоросодержащая присадка. Благодаря ее свойствам детали коробки приобретают надежную защиту от появления задиров.

API GL-6

Разработано для механизмов, создающих огромные крутящие моменты. Эта смазка не нашла широкого применения. Вместо нее пользуются жидкостью GL-5, имеющей улучшенные повышенные характеристики.

API GL-7

Разработано в конце 90-х годов, относится к группе PG-2. Свойства остаются неизменными при очень высокой температуре.

Выбор нужного трансмиссионного масла

При покупке необходимо руководствоваться инструкцией производителя автомобиля. Если потребуется замена масляного состава на его аналог, он обязательно должен отличаться более высокой категорией.

Когда в руководстве не написано название автомасла, то при отсутствии в коробке гиперболоидной передачи профессионалы рекомендуют пользоваться API GL-3.

Если имеет место гипоидная передача, подходит высококачественная смазочная жидкость GL-5. В механических коробках легковых автомобилей лучше воспользоваться смазкой GL-4. Если необходимо смазать ведущий мост, рекомендуется GL-5.

От правильного выбора трансмиссионной жидкости зависит очень многое. Если она подобрана правильно, автомобиль будет надежно работать долгие годы, в то время как несоответствующая системе за секунды выведет ее из строя.

Список источников

  • autosecret.net
  • www.gl5.ru
  • prem-motors.ru
Ссылка на основную публикацию