Дисульфид молибдена MoS2 Использование в качестве смазки код

Химические свойства код

Дисульфид молибдена не растворяется в воде, не реагирует с разбавленными кислотами и щелочами.

При нагревании без доступа воздуха MoS2 разлагается в несколько стадий:

MoS2→∼1100∘CMo2S3+S→∼1100∘C, vacuumMo+S{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}{\xrightarrow {\sim 1100^{\circ }C}}Mo_{2}S_{3}+S{\xrightarrow {\sim 1100^{\circ }C,\ vacuum}}Mo+S}}}

При нагревании на воздухе дисульфид молибдена окисляется:

2MoS2+7O2→400−600∘C2MoO3+4SO2{\displaystyle {\mathsf {2MoS_{2}+7O_{2}{\xrightarrow {400-600^{\circ }C}}2MoO_{3}+4SO_{2}}}}

Перегретый пар также взаимодействует с дисульфидом молибдена:

MoS2+2H2O→500∘CMoO2+2H2S{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+2H_{2}O{\xrightarrow {500^{\circ }C}}MoO_{2}+2H_{2}S}}}

Концентрированные неокисляющие кислоты разлагают MoS2 до диоксида:

MoS2+2H2SO4→  MoO2↓+2S↓+2SO2+2H2O{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+2H_{2}SO_{4}{\xrightarrow {~~}}MoO_{2}\downarrow +2S\downarrow +2SO_{2}+2H_{2}O}}}

Концентрированные, горячие окисляющие кислоты окисляют MoS2 до триоксида:

MoS2+18HNO3→100∘CMoO3↓+18NO2+2H2SO4+7H2O{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+18HNO_{3}{\xrightarrow {100^{\circ }C}}MoO_{3}\downarrow +18NO_{2}+2H_{2}SO_{4}+7H_{2}O}}}

Водород восстанавливает дисульфид молибдена:

MoS2+2H2→800∘CMo+2H2S{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+2H_{2}{\xrightarrow {800^{\circ }C}}Mo+2H_{2}S}}}

При хлорировании дисульфида молибдена при повышенных температурах получается пентахлорид молибдена[источник не указан 3390 дней]:

2MoS2+7Cl2→t2MoCl5+2S2Cl2{\displaystyle {\mathsf {2MoS_{2}+7Cl_{2}{\xrightarrow {t}}2MoCl_{5}+2S_{2}Cl_{2}}}}

Дисульфид молибдена реагирует с литием с образованием интеркаляционных соединений:

MoS2+xLi→   LixMoS2{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+{\mathit {x}}Li{\xrightarrow {~~~}}Li_{\mathit {x}}MoS_{2}}}}

При реакции с n-бутиллитием получается соединение с формулой LiMoS2.

При сплавлении с сульфидами щелочных металлов образует тиосоли:

MoS2+Na2S→ t Na2MoS3{\displaystyle {\mathsf {MoS_{2}+Na_{2}S{\xrightarrow {~t~}}Na_{2}MoS_{3}}}}

Использование в качестве смазки код

MoS2 с размером частиц в диапазоне 1—100 мкм является сухим смазывающим веществом. Существуют немного альтернатив (в их числе — Дисульфид вольфрама), которые могут иметь высокие смазочные и стабильные свойства вплоть до температур в 350 °C в окислительных средах, а также в вакууме. Испытания MoS2 с использованием трибометра при низких нагрузках (0,1—2 Н) дают значение коэффициента трения меньше 0,1.

Дисульфид молибдена часто является компонентом смесей и композиционных материалов с низким коэффициентом трения. Такие материалы используются в критически важных компонентах, например, в авиационных двигателях. При добавлении к пластмассе MoS2 формирует композиционный материал с улучшенной прочностью и с уменьшением трения. В качестве полимеров, к которым добавляют MoS2, используются нейлон, тефлон и веспел (англ. vespel). Были разработаны самосмазывающиеся композиционные покрытия для высокотемпературных конструкций, состоящие из дисульфида молибдена и нитрида титана при помощи CVD-технологии.

Специфическое использование | код

MoS2 часто используется как смазка в двухтактных двигателях, например, в двигателях мотоциклов. Он также используется в шарнирах равных угловых скоростей и в карданном вале.

Со времени войны во Вьетнаме дисульфид молибдена использовался для смазки оружия.
Покрытия ствола такой смазкой увеличивает точность стрельбы. В настоящее время дисульфидом покрываются непосредственно пули.

MoS2 применяется в турбомолекулярных насосах, использующихся при получении сверхвысокого вакуума со значением давления до 10−9 торр (при −226 до 399 °C).

Смазка из MoS2 применяется при дорновании для предотвращения образования наростов на обрабатываемой поверхности .

Сульфид молибдена (IV) применяется при производстве керамических изделий, так как при добавлении к глинам способен придавать ей синий или красный цвет (в зависимости от процентного содержания) при обжиге.

Присадки SMT2 и Oil Additiv MoS2, обзор

Их ассортимент просто огромен, причем каждая выполняет определенное действие, влияющее на работу силового агрегата. Другими словами, их добавляют для получения определенного результата. Все зависит от правильного выбора таких химических добавок.

Классификация присадок

Важнейшим параметром вводимых компонентов считается их конкретное предназначение. Производители используют несколько видов таких добавок:

  • Противодымные;
  • Вязкостно-загущающие;
  • Моющие;
  • Антиокислительные;
  • Диспергирующие;
  • Антикоррозийные;
  • Восстанавливающие;
  • Антифрикционные и пр.

Обычно в состав современных моторных масел входит целая серия вспомогательных присадок.

SMT2

100% синтетика, официально называется кондиционером металла. Может переносить большие нагрузки, отличается длительной работоспособностью. Отсутствие частиц металла и керамики говорит о положительных качествах присадки. Она никогда не выведет из строя детали двигателя. Способствует уменьшению расхода топлива, но сказать, на сколько процентов, очень сложно.

Также способствует снижению шума мотора, уменьшает шум в коробке передач. Объясняется это довольно просто. Шум создают навесные детали, крепление двигателя и другое оборудование. Присадки SMT2 создают дополнительную масляную пленку на деталях, которая способствует исчезновению звуков.

Работать молекулы кондиционера SMT2 начинают не с момента заливки, а при появлении повышенного трения – на участках потертостей деталей или при сильных нагрузках ДВС, а до того инертно присутствуют в масле.

Из недостатков можно выделить стоимость – на масло совместно с присадкой она будет примерно такой же, как цена масла более высокого класса. Соответственно, намного целесообразнее сразу купить более дорогой состав.

Еще одним отрицательным фактором можно назвать большое количество подделок. Популярность присадки способствует изготовлению фальсификатов, которые продаются даже на розлив. Конечно, производитель не виноват, но покупателю приходится быть очень осторожным.

Oil Additiv MoS2

В состав такой антифрикционной присадки входит дисульфид молибдена. Она создает на вращающихся деталях своеобразную «молибденовую» пленку. В результате уменьшается сила трения, восстанавливается поверхность деталей.

Тонкий слой, образованный дисульфидом молибдена, заполняет все микротрещины. Он образует ровную поверхность, без наращивания и увеличения размера детали.

На отечественных «Жигулях» автомобилисты заливали в двигатель двойную (концентрированную) дозу Oil Additiv MoS2. Они заметили, что мотор начал работать намного ровнее. Исчезли скачки оборотов. Отсюда вывод, молибденовая добавка значительно уменьшают трение деталей.

Безусловно, каждый решает сам, вводить ли ее в масло. Стоимость такой добавки намного выше, чем SMT2, то есть цена соответствует высокому качеству.

Все присадки имеют определенную направленность. Не стоит заливать их для профилактики. Она должна быть правильно подобрана и использоваться только при большой необходимости. Лишь в этом случае двигатель начнет нормально работать, восстановится давление, некоторые детали двигатели вернут себе свои первоначальные размеры.

Очень важно пользоваться только оригинальными присадками, подделка может вывести двигатель из строя

Примечания код

  1. . Дата обращения 17 апреля 2010.
  2. Wells, A.F. Structural Inorganic Chemistry. — Oxford : Clarendon Press, 1984. — ISBN 0-19-855370-6.
  3. G. L. Miessler and D. A. Tarr. Inorganic Chemistry, 3rd Ed. — Pearson/Prentice Hall publisher, 2004. — ISBN 0-13-035471-6.
  4. Shriver, D. F.; Atkins, P. W.; Overton, T. L.; Rourke, J. P.; Weller, M. T.; Armstrong, F. A. Inorganic Chemistry. — New York : W. H. Freeman, 2006. — ISBN 0-7167-4878-9.
  5. .
  6.  . Norma.
  7.  . Dow Corning.
  8. Topsøe, H.; Clausen, B. S.; Massoth, F. E. Hydrotreating Catalysis, Science and Technology. — Berlin : Springer-Verlag, 1996.
  9. . Chinese Academy of Sciences.  (недоступная ссылка)
  10. . Популярная механика.

Получение

В природе дисульфид молибдена встречается в виде минерала — молибденита. Известна также природная аморфная форма — йордизит (англ. jordisite), которая встречается значительно реже. Руды молибденита всегда содержат большое количество примесей, поэтому их обогащают с помощью флотации, получая в конце процесса относительно чистый MoS2 — основной исходный продукт для дальнейшего получения молибдена .

В лабораторной практике дисульфид молибдена может быть получен непосредственно из элементов:

Mo+2S→600−700∘CMoS2{\displaystyle {\mathsf {Mo+2S{\xrightarrow {600-700^{\circ }C}}MoS_{2}}}}

Взаимодействием молибдена или его диоксида с сероводородом:

Mo+2H2S→>800∘CMoS2+2H2{\displaystyle {\mathsf {Mo+2H_{2}S{\xrightarrow {>800^{\circ }C}}MoS_{2}+2H_{2}}}}
MoO2+2H2S→400∘CMoS2+2H2O{\displaystyle {\mathsf {MoO_{2}+2H_{2}S{\xrightarrow {400^{\circ }C}}MoS_{2}+2H_{2}O}}}

Список источников

  • prem-motors.ru
  • wikiredia.ru
  • ru.wikibedia.ru
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector