В прошлом году российский рынок грузовиков начал восстановление, увеличившись на 71%, а по итогам четырех месяцев 2024-го рост продаж в этом сегменте составил всего 5%. В преддверии конференции «ComAuto – 2024», которую агентство «АВТОСТАТ» проведет в Москве 29 мая в рамках Международной выставки коммерческого транспорта и технологий «COMvex», ее спикеры и участники отрасли рассказали, каковы дальнейшие перспективы рынка грузовых автомобилей в России.
Как отмечает заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев, в прошлом году сегмент тяжелых грузовиков уже существенно превзошел «досанкционный» уровень 2018 – 2019 гг., и в текущем году стоит ожидать заметный спад, связанный с «перенасыщением» рынка в 2023-м. Уже очевидно, что доли ушедших производителей заняли компании из Китая, причем наиболее успешно они действуют в сегментах среднетоннажных и тяжелых грузовиков. Они не только заменили марки «большой семерки», но и составляют очень серьезную конкуренцию российским брендам («ГАЗ», «КАМАЗ» и «Урал»), в значительной степени занятым выполнением первостепенных государственных заказов. Проблема дефицита на российском рынке коммерческой техники как раз и решается за счет предложений китайских производителей.
«Согласно нашим прогнозам и текущей тенденции, в 2024 году будет реализовано 100 – 120 тыс. грузовиков (это второй рекордный показатель после результата 2023-го), что значительно выше докризисного уровня: в 2021-м объем рынка тяжелых грузовиков составил 79,1 тыс. единиц. Седельные тягачи останутся основным сегментом рынка тяжелых грузовиков с долей около 50%. В 2024 году отложенного спроса уже не будет, поэтому объем рынка будет зависеть от грузооборота, а также необходимости замены устаревших и выбывших по разным причинам ТС», – комментирует генеральный директор BWG Ринат Фатыхов.
В свою очередь, региональный директор по ЦФО Sinoway Group Вадим Зейферт, прогнозирует, что в 2024 году российский рынок тяжелых грузовиков сократится на 25 – 30% по отношению к прошлому году. Дело в том, что спрос в сегменте тяжелых грузовиков (на него приходится до 80% в структуре общего спроса), уже реализован в конце 2023 года за счет техники китайских производителей. По мнению Вадима Зейферта, значительную долю рынка в 2024 году займут китайские бренды «первой пятерки»: Shacman, SITRAK, FAW, Foton, Dongfeng. При этом доля всех китайских брендов сохранится на уровне примерно 70%. Параллельный импорт (в том числе грузовиков европейских брендов) и продажи продукции новых китайских брендов не окажут существенного влияния на российский рынок.
О том, почему китайские автопроизводители занимают незначительную долю в сегменте LCV, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ