В результате отзыва ОТТС несколько китайских брендов фактически потеряли возможность поставок новых коммерческих автомобилей и тем самым утратили рыночные позиции. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал директор направления Азия компании GTS Максим Шишко в преддверии конференции ComAuto, которая пройдет в рамках форума автобизнеса «CarXL – 2025» 28 октября в Москве.
По его словам, восстановление рынка зависит от снижения ключевой ставки и активизации спроса, а восстановление доли брендов Dongfeng, SITRAK, Shacman, FAW и Foton напрямую зависит от того, насколько быстро они смогут договориться о локализации и перезапустить продажи. Даже при благоприятном сценарии возврат утраченной доли займет не менее года, а ключевым фактором станет либо начало локального производства, либо хотя бы четкая демонстрация серьезных планов по инвестированию в российскую экономику.
«Отзывная кампания сыграла на пользу отечественному бренду КАМАЗ, не остался в стороне и его белорусский «брат» – МАЗ. Предполагаю, что каких-то глобальных показателей бренд не добьется, максимум задачу по реализации застоявшегося склада, и не факт, ведь лишившись конкурентов в виде новых грузовиков брендов SITRAK, FAW, Dongfeng и Foton, к этому времени на рынке крупным игроком стали лизинговые компании, изъятая техника которых предлагается под очень заманчивые условия для конечного потребителя, и объем этой техники увеличивается. Корректировка продаж за пару месяцев на рынке вряд ли изменит структуру, которая складывалась на протяжении нескольких лет», — комментирует директор дивизиона «Коммерческие автомобили» ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр» Илья Молчанов.
В свою очередь, вице-президент Ассоциации РОАД и руководитель комитета коммерческого транспорта Виталий Киселев отмечает, что в выигрыше от этой ситуации оказались, естественно, все остальные игроки рынка, которых не коснулись отзывные кампании. Речь идет, прежде всего, о китайских марках: в условиях ослабления конкуренции они пытаются как минимум поднять стоимость продажи своей техники. При этом китайские марки, в свою очередь, внимательно следят за ситуацией с SITRAK, FAW, Dongfeng и Foton, тем более что ранее, отзыву ОТТС подвергся еще один китайский производитель грузовиков – Shacman. Поэтому остальные китайские марки опасаются, что с подобными проблемами на российском рынке могут столкнуться и они. Эксперт не исключает, что данные отзывные кампании рассчитаны как раз на то, чтобы снизить конкуренцию на российском рынке коммерческой техники.
«Суть проблемы в том, что только от ограничения китайского импорта в стране не начнется самый главный процесс – инвестиции в российскую промышленность. А если инвестиций нет, то нет и внутреннего производства. А это значит, что для российского перевозчика просто увеличивается стоимость грузовика – средства производства. А это есть верный способ роста себестоимости перевозки, который, в свою очередь, будет передаваться в тариф и далее по инфляционной цепочке – в стоимость всех товаров и услуг в стране», — рассуждает руководитель проекта «Институт Развития Транспорта» Вадим Зейферт.
Подробнее о том, как обстоит ситуация с устранением выявленных неисправностей на подлежащих отзыву автомобилях SITRAK, FAW, Dongfeng и Foton на сегодняшний день, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ