Сегодня очень немногие помнят актрису Софью Зайкову. А ведь она в начале шестидесятых была очень популярной, особенно у любителей театра. Актриса закончила один из лучших в истории курс школы-студии МХАТ легендарного Павла Массальского. Её однокурсниками были: Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Виктор Сергачев, и Софья среди них считалась очень перспективной актрисой. По крайней мере по воспоминаниям Татьяны Дорониной, преподаватели Массальский и Вершилов больше внимания уделяли именно Софье, так как считал, что она более способная ученица, чем Татьяна.
В 1956 году после выпуска из школы-студии, ей при распределении предложили место в труппе сразу два московских театра – МХАТ и театр Маяковского. Понимая, что в МХАТе конкуренция среди актрис была очень высокой, она поддалась на уговоры Николая Охлопкова и выбрала театр Маяковского, где тот был главрежем.
К слову, Татьяну Доронину и Олега Басилашвили при распределении без выбора направили в Сталинградский драмтеатр.
Приглашение в 1958 году сыграть в продолжении суперпопулярного фильма про солдата Ивана Бровкина – «Иван Бровкин на целине» тоже не было случайным.
На роль симпатичной докторши Ирины претендовали многие, в том числе и Татьяна Доронина. Но режиссер Иван Лукинский выбрал именно Софью, потому что она к тому времени в своем театре уже успешно играла главные роли, а Татьяна еще только осваивалась в не очень популярном в те годы Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, куда она перешла из Сталинградского драмтеатра, как только закончился обязательный двухлетний стаж работы по распределению.
После роли в фильме о Бровкине, актриса получила специальную премию и государственную медаль «За освоение целинных земель», которую вручали только по-настоящему заслуженным целинникам, и награждены были этой медалью очень немногие.
В начале шестидесятых у актрисы начались звездные годы, главные роли в театре: Офелия в «Гамлете» вместе с Евгением Самойловым и Львом Свердлиным, Афродита в «Медеи», Зоя Березкина в пьесе «Клоп».
Она была задействована во всем репертуаре театра. Но и приглашений в кино было очень много. Софья буквально разрывалась между театром и кино. Поэтому на личную жизнь времени совсем не оставалось. Мужчин вокруг красавицы-актрисы кружилось много, поэтому были короткие романы, которые сама Софья быстро прекращала.
Но был один верный поклонник, который шесть лет не пропускал не одного её спектакля, но боялся даже подойти познакомиться. Лишь в 1967 году, он созрел для знакомства с уже 34-летней актрисой. Надо сказать, что последние пару лет она и сама стала обращать внимание на постоянного зрителя в первом ряду, который каждый раз дарил ей цветы.
Молодого человека звали Владимир Михайлов. Он работал инженером на одном из «почтовых ящиков», был хорошо образован и очень неплохо зарабатывал. Софье он сразу понравился, она почувствовала, что это настоящая любовь, которую она давно искала.
Когда они поженились, начальство Владимира предоставило молодой семье отдельную квартиру (до этого Софья жила в коммуналке, а Владимир в общежитии). Они стали обустраивать свой новый дом. Все сразу заметили, что актриса расцвела, ходила счастливая и часто говорила друзьям и коллегам, что теперь для полного счастья не хватает только ребенка.
И через несколько лет это случилось – Софья забеременела. Но актрисе уже исполнилось 39 лет. Некоторые врачи даже посоветовали отказаться от родов. Но она даже слушать об этом не желала и очень ответственно отнеслась к беременности. Сократила до минимума свое присутствие в театре, полностью отказалась от кино и других выступлений. Выполняла все наставления врачей, так как считалась «старородящей» и входила в группу риска. Ситуацию усугубляло то, что это была её первая беременность. Но она успешно выносила плод, и в назначенное время её поместили в лучший роддом, в котором рожали члены семей правительства и другие заслуженные люди.
Ничего не предвещало беды. Когда начались роды, взволнованный муж ожидал в вестибюле роддома. Через пару часов вышла медсестра, которая быстро сообщила, что родилась нормальная девочка, такой-то рост и вес, и быстро удалилась, Владимир даже не успел открыть рот, чтобы что-то спросить. Потом вышел пожилой врач, что-то невнятно говорил, и замявшись выпалил на одном дыхании: «Эмболия. Мы ничего не могли сделать…». Владимир ничего не понимая переспросил — что это значит? На что доктор, сняв очки тихо произнес: «Теперь у вас есть дочь, но нет жены»
Все коллеги и друзья были шокированы таким известием. Это случилось 15 октября 1973 года. Прощание с актрисой провели в театре. Владимир был на грани сумасшествия от горя. Но наличие маленькой дочери сберегло его от непоправимых шагов. Так как у Софьи и Владимира не было родственников, дочку отцу помогали растить всем театром.
Она выросла и пошла по стопам матери – закончила театральное училище. Но позже вышла замуж, родила двух детей и решила посвятить себя мужу и детям. Сегодня известно, что проживает она в Подмосковье, в её жизни всё хорошо, и они часто всей семьей посещают могилу матери, с которой дочери так и не удалось встретиться при жизни.
Фотографии использованы из открытых источников.