В советское время прибалтийские порты были торговыми окнами в Европу. Грузооборот четырех крупнейших портов — Таллина, Риги, Клайпеды и Вентспилса достигал 90 млн тонн. К 2011 году он вырос до 135 млн тонн.
Однако после наметившейся конфронтации России с Западом, а также после откровенно недружелюбной политики наших прибалтийских соседей, было принято решение переориентировать максимально возможное число потоков на российские порты. Это стало полноценной стратегией развития.
Со временем в Прибалтике стали понимать, что уход российский грузов станет коллапсом для всей инфраструктуры — портовой и железнодорожной. За ними потянуться, как по цепочке и вся экономика.
Не смотря на столь явную угрозу, в прибалтийских столицах не стали менять курс на конфликт с Россией, иногда даже напротив, стали выступать более жестко. Противостояние в Минске грозит и уходом белорусского транзита.
В таких условиях пустые порты и железные дороги могут стать реальностью. Для Прибалтики надо срочно что то менять и вот одно из решений озвучили в Латвии.
Рижский порт, крупнейший в стране, ждет масштабная модернизация. Несколько дней назад там начались работы по расчистке судоходного канала. В теории, это позволит заходить в порт судам с осадкой более 14,5 метров.
В Риге же теперь мечтают увидеть в гостях суда класса «Capesize». Это крупнейшие сухогрузы, они могут за раз взять 150 тысяч тонн. Они не проходят через Суэцкий и Панамский каналы. Разумеется, для них нужны соответствующий по размеру терминал.
На заметку,»Capesize» очень редко бывает на Балтике. Но его принимали и могут принимать в Усть-Луга. То есть Рига пытается бросить вызов для нашего порта, чтоб Усть-Луга не имела подобного преимущества. Плюс это, по мнению Латвии, должно вернуть российские грузы.
Разумеется, такое стремление похвально. Латвии в принципе не остается ничего другого, как пытаться стать лучше по качеству. Но вопрос в другом — а кто будет заходить? Российский грузы вернуться в таком количестве? или белорусские? Или у Эстонии настолько большой экспорт, что потребуется крупнейший сухогруз в мире.
Это все риторические вопросы. Очевидно, что возможность принимать «Capesize» и реальные встречи слишком далеки друг от друга. Мне кажется, что Рига в этом плане сильно опоздала. Лет 10 назад стоило максимально вложить в порт. Сделать его лучшим на Балтике, чтоб Усть-Луга или порт Высоцк не смогли стать конкурентами.
Но все вышло наоборот. Рижский порт ищет способ вернуть российские грузы, но я думаю, тут уже все весьма однозначно. История с транзитом через Прибалтику скоро окончательно закончится.