Рынок коммерческой техники в России сегодня особенно уязвим. Замедление экономики и высокая ключевая ставка постепенно ведут к отраслевому кризису. Об этом говорилось в ходе конференции «АВТОСТАТ Analytic time», посвященной коммерческому автотранспорту.
Самая трудная ситуация сложилась на рынке крупнотоннажных или тяжелых грузовиков (HCV – полной массой свыше 16 тонн). За 4 месяца их продажи составили 16,4 тыс. единиц – на 51% меньше, чем в январе – апреле 2024-го. И если у отечественного КАМАЗа падение не такое сильное (-15%), то у китайских брендов-лидеров продажи рухнули более чем вдвое: SITRAK – на 55%, Shacman – на 63%. Серьезное снижение объемов показали также отечественный Урал (-67%) и белорусский MAZ (-68%). Шведская Scania (-61%) и немецкий Mercedes-Benz (-56%), также вошедшие в ТОП-10, находятся в той же непростой рыночной ситуации, что и «китайцы» – со всеми вытекающими из нее последствиями.
Директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, говоря о трендах и описывая текущее положение дел, остановился на их истоках. Он напомнил, что после официального ухода с рынка «большой семерки» и изменений в логистике в России ощущалась острая нехватка магистральных тягачей, за которой последовал их хаотичный ввоз. Этот ввоз тягачей, а также самосвалов в 2023 году привел к «затоварке». И сегодняшние товарные запасы тяжелых грузовиков настолько велики, что импорт в некоторых подсегментах почти остановился. Традиционно в этом сегменте 3/4 рынка финансировалось договорами лизинга. Однако сейчас из-за высокой ставки транспортные и строительные компании не способны «тянуть» лизинговые платежи. Норма прибыли любого серьезного бизнеса, связанного с грузовиками, ниже нынешних банковских 25 – 30% годовых, под которые приходится брать технику в лизинг. Отсюда – массовый возврат грузовиков лизингодателям.
У дилеров сегодня – головная боль в мыслях о том, как распродать то, что есть. А у лизинговых компаний в полный рост встала новая задача – что делать с массово возвращаемой клиентами техникой.
Также Сергей Целиков сообщил, что в базовой версии прогноза агентства «АВТОСТАТ» в 2025 году ожидается падение продаж тяжелых грузовых автомобилей на 40% до 61,2 тыс. единиц. В оптимистичном сценарии прогноза рынок HCV снизится на 30% (до 71,4 тыс. шт.), а в пессимистичном – на 50% (до 41 тыс. шт.).
Более подробную информацию о рынке коммерческого транспорта вы найдете в соответствующей презентации. Ознакомиться с ее содержанием и условиями получения можно здесь.
Фото: АВТОСТАТ