Содержание
Всё про велосипед-тандем и как его сделать своими руками
Велосипед-тандем представляет собой классический двухколёсный велосипед, который обладает рядом характерных особенностей. На таком устройстве могут одновременно ехать два человека, причём второй пассажир может не просто расслабиться и наслаждаться поездкой, а вместе с напарником принимать активное участие в движении.
Двухместные велосипеды-тандемы считаются идеальными устройствами спортивно-развлекательного характера, которые подойдут для неспешных семейных прогулок. Конструкция этого велосипеда до крайности проста, каждый желающий может сделать своими руками такой агрегат, педали которого смогут вращать оба велосипедиста.
Только контролировать вхождение в повороты и тормозить устройство будет сидящий впереди, за рулём, человек.
Велосипед-тандем поможет вам провести время с удовольствием
Обратите внимание
Главное предназначение, которое несёт велосипед-тандем, заключается в объединении людей. Совместная поездка заставляет велосипедистов объединяться, становиться на время единым неделимым механизмом, который управляет системой.
Стандартный велосипед-тандем, как показывает практика, может ездить исключительно по ровному загородному дорожному покрытию.
На эту особенность влияет удлинённая рама, так как проезжая по ямам и ухабам, агрегат подвергается сильным вибрациям и значительным вертикальным нагрузкам, что может спустя короткий промежуток времени привести к разрушению всей конструкции.
В нижеприведённой статье рассмотрим преимущества и недостатки парного велосипеда, приведём пошаговую инструкцию по сборке агрегата своими руками.
Особенности парного велосипеда
Впервые велосипед-тандем увидел свет в XIX веке, стоит отметить, что модернизированная версия классического двухколёсного агрегата для одного велосипедиста появилась практически сразу же после создания первой одноместной типовой конструкции. Примечательно то, что как только был создан первый парный велосипед, на нём хотели покататься все, кто мог себе это позволить. Велосипед-тандем в то время испытывали все вне зависимости от возраста, сословия и вида одежды.
Однако со временем люди начинали искать более подходящих доноров, стараясь переделать в велосипед-тандем не только классический агрегат, но и другие типовые устройства, что привело к «удвоению» даже такой модели, как «пенни-фартинг».
Более известный под именем «паук», велосипед с одним огромным колесом, а вторым маленьким перевоплощался именитыми мастерами в тандем, однако это устройство не пользовалось огромной популярностью, на что, скорее всего, влияло «удобство» и «безопасность» конструкции.
Велосипед-тандем очень быстро стал популярной и востребованной конструкцией, его создавали даже для целых воинских подразделений. Из истории достоверно известно, что служащие во время Первой мировой войны солдаты передвигались на тандемах по 8–10 человек.
Впервые для такого количества велосипедистов разработали агрегат европейцы, так как именно они могли создать устройство, которое даже с такой огромной нагрузкой могло по ровной поверхности перевозить людей.
Наибольшему испытанию подвергалась середина велосипеда, так как именно на неё полагался общий вес солдат, доходящий до 700–800 кг.
Характерные достоинства модели
Практически все достоинства, которые есть у велосипеда-тандема, ничем не связаны со спецификой велосипедной техники. Главная его функция — развивать «чувство локтя», объединяться для командной поездки. Когда несколько человек должны согласованно управлять одним устройством, они учатся находить компромиссы. Среди прочих технических особенностей тандема стоит отметить:
- отсутствие усталости. Дело в том, что на одинаковое расстояние, прогуливаясь на тандеме, человеку потребуется приложить вдвое меньше усилий. Парное управление позволяет экономить силы.
- большая скорость. Велосипед-тандем может двигаться почти в два раза быстрее классического устройства для одного велосипедиста, развивая скорость до 30–35 кмч.
- быстрый спуск. Съезжая с холма или погорка велосипед-тандем способен развить большую скорость, несмотря на то, что крутящий момент остаётся прежним, агрегат сильнее подаётся вперёд из-за вдвое большего веса.
- смена мест велосипедистов. Если находящийся за рулём человек почувствует усталость, он сможет поменяться местами со вторым пассажиром. Расположившись на второстепенном сидении, можно ехать с закрытыми глазами или отпустив руки.
Особенность конструкции велосипеда-тандема такова, что рама и колёса способны выдерживать гораздо большие статические нагрузки, нежели стандартный одноместный велосипед.
Эта черта обеспечивает прочность всего агрегата, который сможет прослужить очень долго, если обладатель будет кататься только по ровному дорожному покрытию.
Велосипед-тандем обладает усиленными шинами и камерами, более мощными ободьями, утолщёнными спицами, крепкой рамой и удлинённой цепью.
Как показывает практика, парный велосипед обладает всего двумя недостатками:
Создание велосипеда-тандема своими руками из подручных материалов
Прежде чем «загореться» целью сделать своими руками велосипед-тандем, следует проверить наличие необходимых материалов.
В процессе сборки понадобятся два старых или новых велосипеда, которые отдадут новому приспособлению свои комплектующие. Лучше, если для передней части парного устройства будет выбран более новый вариант классического велосипеда.
Вторая конструкция «подарит» самодельному агрегату заднюю часть. Кроме расходников, пригодятся некоторые инструменты:
- ножовка по металлу;
- разводной гаечный ключ;
- приспособление, способствующее выжать цепь целиком или несколько её соединительных звеньев;
- разные отвёртки;
- молоток.
Не будет лишней изолента. Стоит отметить, что в качестве донорных велосипедов предпочтительно выбирать конструктивно мужские модели, которые оснащены высокой трубой. Сэкономить на сборке самодельного велосипеда-тандема поможет наличие у двух агрегатов переднего переключателя передач, который имел бы одинаковое количество зубьев в последних двух звёздочках.
Этап первый. Сбор необходимых деталей
Началу сборки самодельного велосипеда-тандема будет предшествовать разукомплектование двух донорных конструкций. В первую очередь необходимо приступить к велосипеду, который отдаст последователю заднюю часть.
Следует освободить агрегат от руля, передней вилки и тросиков, так как все эти детали в дальнейших действиях участвовать не будут. Снять необходимо и передний переключатель передач, однако выбрасывать его пока не нужно — он позже пригодится.
С помощью молотка и нескольких ударов нужно будет убрать обойму подшипника, которая располагается в рулевом стакане.
Важно
Ножовка по металлу поможет распилить рулевой стакан, совершить эту манипуляцию необходимо максимально аккуратно, чтобы в дальнейшем была возможность создать «чашку», окружающую подседельную трубу впереди стоящего устройства.
Чтобы сделать своими руками велосипед-тандем, особенное внимание придётся уделить передней части конструкции. Для этого с донорного велосипеда придётся убрать заднее колесо и переключатель передач.
Следующей задачей станет отпиливание всех труб, которые в прежней конструкции поддерживали заднее колесо.
Создающему тандем своими руками необходимо избавиться от всех верхних перьев, причём нижние перья следует сохранить.
Моток изоленты должен быть максимально плотным, чтобы клейкая лента могла прочно стягивать детали. Важно помнить, что она отлично проявляет свои качества при растяжении и одновременно не годится при сдвиговых нагрузках и сжатии.
Ввиду этого обстоятельства работающую на сжатие верхнюю трубу и функционирующую на напряжение нижнюю деталь придётся оснащать более прочными соединениями и перекладинами.
Собирающему своими руками велосипед-тандем принципиально важно сделать конструкцию максимально прочной, способной выдержать любые нагрузки.
Следующий шаг — соединение задней части велосипеда с подседельной трубой её передних элементов. Для начала необходимо посредством изоленты прочно связать трубы между собой.
Совет
Не стоит расстраиваться, если части конструкции в процессе будут «ходить» вверх и вниз или вперёд и назад, главное — чтобы они не могли изгибаться.
Противостоять сгибу посередине конструкции помогут две палки, которые будут привязаны изолентой к верхней части труб двух рам. Общую форму парного велосипеда определит непосредственно высота верхних труб.
Затем необходимо приступить к сочленению, которое находится в нижней части велосипеда-тандема. Помочь сделать эту манипуляцию могут фотографии заводских тандемов, рассмотрев типовые варианты, будет проще понять принцип действий. Объединить разрозненные детали можно посредством передней вилки, которая до этого была снята с первого велосипеда, ставшего задней частью тандема.
Оставленную про запас деталь следует освободить от лишних комплектующих, чтобы вместо Y-образной формы она приобрела U-образный вид.
После того как будет вырезана пара V-образных выемок, следует расположить вилку таким образом, чтобы она огибала подседельную трубу задней части тандема. Впоследствии края детали необходимо подогнать концами к трубам передней части агрегата.
В том месте, где будет располагаться цепь, следует установить трубку. Посредством молотка нужно добиться идеального прохождения цепи сквозь трубу рамы и вилки.
Дальнейший шаг по сборке велосипеда-тандема своими руками заключается в соединении передней и задней частей конструкции, посредством изоленты необходимо связать концы вилки так, чтобы они располагались параллельно концам передней части рамы (бок о бок).
Затем следует прикрепить вилку непосредственно к подседельной трубе. Увеличить прочность можно с помощью присоединения любой другой близкорасположенной части рамы.
Обратите внимание
Благоразумнее всего соединить место пересечения вилки с двумя трубами передней части конструкции и диагональной трубки, находящейся в задней части рамы.
Велосипед-тандем, собираемый своими руками, нуждается в правильно сконструированной раме, которая имеет ряд отличий от типового элемента классического одноместного велосипеда.
Цепь нового устройства должна быть значительно длиннее, для того чтобы мастеру хватило длины дотянуть её до колеса, которое установлено на втором велосипеде. В спортивных магазинах и на рынках есть специальный инструмент, который способствует выжиманию цепи.
В случае отсутствия такого приспособления следует приобрести два соединительных звена цепи. Для того чтобы сделать велосипед-тандем, потребуется цепь, длина которой будет не больше 37 звеньев. Предпочтительнее выбирать более короткие варианты, так как рама тандема весьма гибкая.
Установленную в положенное место цепь необходимо несколько раз покрутить на разных звёздочках, так как появившаяся на раме нагрузка самостоятельно поспособствует приданию истинной формы.
После сборки всей конструкции нужно проверить педали — эта часть устройства должна быть синхронизирована друг с другом, что позволит избежать взаимных «пинаний» во время прогулки. Отсутствие синхронизации педалей сказывается на невозможности установить их в горизонтальном положении на поворотах и заездах на бордюры, кроме того, велосипед не будет на достойном уровне поддерживать равновесие.
Этап третий. Проверка собранного тандема
Любой собранный своими руками агрегат отличен от заводского аналога, так как имеет свои особенности езды. Согласно вышеописанной инструкции, можно собрать велосипед-тандем, который будет оснащён одной передачей и единственным тормозом, находящимся в передней части конструкции.
Как показывает практика, самодельный тандем нуждается в длинном тросе, посредством которого будет подключён задний тормоз.
В противном случае одного тормозного элемента может быть недостаточно для того, чтобы резко притормозить на высокой скорости, ввиду значительного веса остановиться в одночасье не удастся.
Важно
Некоторые профессионалы устанавливают на тандем современную систему переключения передач, однако из-за слишком слабых тормозов и не самой высокой надёжности агрегата, на самодельном велосипеде-тандеме лучше всего установить всего одну оптимальную передачу.
Сделанный своими руками тандем может разгоняться до 56 км/час, в то время как модели с завода могут иметь максимальную скорость 72 км/час. Благоразумнее всего заранее определиться с наиболее удобной передачей, на которой будет ехать самодельное устройство.
Велосипед-тандем может иметь два руля, хотя сделанная своими руками конструкция менее устойчива, второй руль может негативно сказываться на равновесии. Целесообразнее второму пассажиру держаться за сидящего впереди велосипедиста, так как в этом случае появится возможность следовать за ведущим устройство человеком, например, синхронно наклоняясь при прохождении поворотов.
Заключение
Созданный своими руками велосипед-тандем может стать надёжным транспортным средством для совместных семейных прогулок. Причём на собранном агрегате могут ездить не только два, но и четыре человека, что сделает поездку ещё более интересной и увлекательной.
Несмотря на то что, на первый взгляд, гибкая рама парного велосипеда не может уверить владельца в своей долговечности, так как на поворотах конструкция изгибается примерно на 5°, сделанные своими руками тандемы на протяжении нескольких лет могут безотказно служить своим хозяевам. Увеличить срок эксплуатации велосипеда-тандема может качественная сборка, которая исключает различного рода люфты.
- на сайте
- ВКонтакте
Тандем – двухместный велосипед | Разное
Тандем — велосипед, конструкция которого разработана для двух и более человек, сидящих друг за другом.
Велосипед тандем, фото которого Вы видите на нашем сайте, визуально отличается от всех известных байков: состоит из одной рамы и двух колёс, но каждый велосипедист имеет свои педали, седло и руль.
Чаще всего можно встретить тандемы для двоих, но бывают модели, рассчитанные на три и даже четыре человека.
Преимущества и недостатки тандемного велосипеда
Оценивая достоинства и недостатки тандемов, стоит выделить эмоциональную и техническую составляющие. Так, велик тандем рассчитан на полное взаимодействие, когда от одного партнёра зависит и другой. Поэтому езда в паре помогает укрепить командный дух, способствует сближению партнёров, учит вырабатывать согласие и искать компромисс.
А ещё тандемный велосипед идеально подходит для влюблённых и семейных пар, неспешного отдыха с детьми. Родители могут не волноваться, что кто-то будет невнимателен и не туда свернёт — вся семья, как в машине, едет вместе. Только есть возможность любоваться окружающими пейзажами, дышать свежим воздухом и вести активный образ жизни.
А ещё во время езды можно беседовать и отдыхать по очереди.
Технические достоинства велика тандем:
Недостатки тандемов:
Конструктивные особенности тандемных велосипедов
Средняя длина двухместных моделей составляет 240 см, а средний вес достигает 15-20 кг.
Достаточно взглянуть на велик тандем, как в глаза бросаются его отличия от классического одноместного байка любого типа. Так, он имеет длинную цепь и необычную форму рамы.
Заднее колесо приходит в движение при вращении двух пар педалей, есть два набора рулей (хотя управлять может только человек, сидящий спереди) и сидений.
Есть и специализированные многоместные модели, но на дорогах они встречаются очень редко (особенно у нас, большей популярностью пользуются в Европе).
Всё, что нужно знать о тандемах новичку
- Быстрый. Это самый быстрое транспортное средство с педалями. Пара велосипедистов спокойно обгоняет профессионального гонщика на ровной дороге. Очень быстрый в скоростном спуске, особенно если есть хороший уклон.
- Тяжёлый и длинный. Тандемные велосипеды используют около 6,1 м хромолибденовых труб, в то время как соло — около 3 м. У тандемов 68-96 спиц (у соло всего 64) и 5 передних звёзд (у соло 3). Также тандемы используют 3,35 м цепи (одноместные – 1,52 м).
- Испытывает характер. Управлять велосипедом вдвоем, даже если руль поворачивает только один из вас, достаточно сложно. И если влюблённая пара не разругается, катаясь на тандеме — им смело можно связывать свою жизнь брачными узами.
- Хороший тренажёр для реабилитации. Тандемы – отличный вариант для людей, у которых есть проблемы со здоровьем (плохое зрение, слух) и опорно-двигательным аппаратом (по рекомендации врача).
- Один на тысячу. Встретить на улице велик тандем не так-то и просто, особенно в России. Поэтому Вы сможете кататься на эксклюзивном велосипеде и принадлежать к избранному меньшинству владельцев тандемов.
Как видите, тандемный велосипед — это транспортное средство «на любителя». Покупать его стоит тем, кто имеет постоянного напарника для катаний, так как самостоятельно управлять габаритным байком достаточно сложно.
Но если Вы найдёте с ним общий язык, то получите неимоверное удовольствие от парного катания – особенно, если рядом любимый человек!
Поехать на велосипеде на природу вдвоем с любимым человеком – что может быть лучше. Однако не редко появляется такая проблема, когда девушка не в силах выдержать большое расстояние на велосипеде. Из-за чего такие поездки часто отменяются. Но выход есть – велосипед-тандем. О том, что это такое, и какие у него еще есть преимущества, сегодняшняя статья.
Тандем – двухместный велосипед — всё о велоспорте
Так он выглядел в магазине.
Цели
Маленькие дети в какой-то момент становятся слишком большими, чтобы помещаться в велосипедное кресло на багажнике.
Но в этом возрасте — пять-шесть лет — они ещё не способны ехать рядом с родителями на своём велосипеде больше чем несколько километров, так что далеко с ними не уедешь.
Проблема отлично «исследована» на странице Шелдона Брауна «О тандемах и детях». В своё время столкнулся с ней и я. На тот момент детям было 2 и 7.
Готовые решения
Велоиндустрия предлагает несколько выходов из положения:
- Тандем + детские педали
- Прицеп-«полувелосипед»
- Cоединение детского велосипеда со взрослым.
Предложения интересные, подумав над ними и посмотрев на готовые модели, я составил о них собственное мнение.
Прицеп-«полувелосипед»
Piccolo от фирмы Burley
Прицеп под названием «Piccolo» от фирмы Burley был единственным, на который можно было посмотреть прямо в магазине в Хельсинки. (Добавление от 2006 года: ситуация сильно улучшилась, теперь вариантов несколько, в том числе очень разумный всё в той же Билтеме.
) Такая исключительность сказалась на цене: просили 560 евро, когда как в Штатах (в стране производителя) прицеп стоит в районе 350 долларов, или 280 евро на тот момент. Я не стал бы покупать его в том числе и по этой причине. У того же Шелдона Брауна в магазине Harris Cyclery предлагался прицеп от фирмы Adams за $160.
Однако эти прицепы не решили бы моей задачи. В точности над багажником родительского велосипеда располагается их коромысло, прикреплённое к подседельному штырю. Таким образом поставить на багажник детское сиденье оказывается совершенно невозможным.
Burley крепится не к штырю, а к специальному креплению, которое может быть установлено только на их собственный багажник. При этом на него нельзя больше положить вообще ничего — крайне неудачный дизайн.
Add+Bike от немецкой фирмы Hoening, затем Roland — лучше и дешевле
Потом, когда дополнительные педали уже были установлены, я нашёл германскую фирму hoening.com, с прицепом, устанавливающимся на самый конец багажника.
Ещё один пример того, как технически более удачный продукт остаётся задавленным маркетингом более богатой корпорации.
Прицепление детского велосипеда ко взрослому
Соединительное «коромысло»
Шест, прикрепляющий детский велосипед ко взрослому
Такая штука занимает дома меньше всего места, когда не используется. Примерно за 90 долларов в Штатах предлагается фирмой www.trail-gator.com, или же за 40 евро в Германии (находится в сети по ключевым словам«tandemstange koala»).
Особая привлекательность этого решения в том, что ребёнок может ехать сам по себе до тех пор пока не устанет, а потом «прицепиться» и отдыхать. Я бы сразу купил такое коромысло, если бы они опять же не прикреплялись к подседельному штырю! Второму пассажиру опять не остаётся места.
Прикрепление детского велосипеда ко взрослому
В 2007 году я обнаружил германскую фирму FollowMe tandem с вот таким способом прикрепления детского велосипеда. Картинки на сайте не очень детальные; но попробовать такое было бы интересно. Может быть, у нас так бы и не появилось тандема, если бы я узнал об этом раньше.
Тандем с детскими педалями
За исключением Add+Bike, о котором я узнал уже после того как дело было сделано, единственным подходящим вариантом остаётся обычный, «взрослый» тандем с дополнительными педалями для второго седока. Тандем — это здорово само по себе; небольшая проблема заключается в том, что тандему нужно место для хранения, и в лифт он скорее всего не влезет.
К счастью, в Финляднии практически во всех городских домах есть специальное общественное хранилище для велосипедов в подвале или на первом этаже. Тандемы, правда, немало стоят — цены начинаются с полутора тысяч. К тому же в местных магазинах предложение отсутствовало напрочь, только в том же Velosport-е стоял Cannondale с шоссейным рулём за 3000€.
И вот как раз в 2004 году сеть супермаркетов Biltema выставляет на продажу тандем за 450 евро! Я отлично знаю, что велосипеды из универмагов иногда оказываются «не предназначенными для езды», но к счастью могу сам это определить. И в данном случае я сделал вывод, что для моих целей этот тандем отлично предназначен.
Версия 1, предварительная
Тандем был куплен. Следующая задача — достать детские педали. Точнее, каретку, прикрепляющуюся на заднюю подседельную трубу.
Конечно, ни я, ни дети не могли просто сидеть рядом с тандемом и ждать у моря погоды, поэтому в качестве временной меры я привязал к раме палочку верёвочкой, и на такой вот технике мы некоторое время катались по городу.
Кататься получалось на расстояния километров до 30, хотя я подозреваю, что сидеть на велосипедном седле и не крутить педали очень неудобно.
Совет
Для двух взрослых велосипедистов этот тандем действительно скорее всего «не предназначен»: трансмиссия у него на планетарной семискоростной втулке Nexus, принадлежащей к «прогулочному» классу и уж точно не расчитанной на двойную нагрузку. Один раз мы всё-таки съездили на нём вдвоём с приятелем, который тоже умеет жать на педали. Втулка выдержала… хотя в конце я был этому очень рад и повторять эксперимент не хочу.
Кроме же планетарной втулки, которая, возможно, слаба для тандема, ничего «непредназначенного» в нём не было. Даже наоборот:
- Колёса 26 дюймов — это очень правильный выбор на тандем для спокойного катания. Они заметно надёжнее, чем 28, и в раму гарантированно встанут широкие покрышки. (Это, конечно, свойство рамы, а не колёс, но традицией является делать 28″ рамы со слишком маленькими просветами, так что влезает в лучшем случае покрышка 47мм.) Кроме того, заднее колесо на планетарной втулке без зонта, а это важно при тандемных нагрузках.
- Рама не болтается в горизонтальной плоскости (проблема для всех самодельных тандемов!) Нижняя труба — овальная. Передняя каретка на «правильной» эксцентрической вставке.
- Оба подседельных штыря стандартного диаметра 27.2мм. Сами штыри были древней конструкции, с креплением на «воротнике», стягиваемом поперечным болтом, но именно это нужно для ребёнка на заднем седле! Ведь его педали будут вынесены вперёд сантиметра на четыре. И как раз воротник можно тоже развернуть вперёд, получив в результате именно нужный угол наклона «виртуальной» подседельной трубы.
- Настоящий тандемный задний вынос. Для взрослого он оказался даже слишком длинным и я меняю его на обычный, покороче, а для ребёнка — в самый раз.
- На раме есть полноценные, крепкие приваренные ушки для багажника.
- Вполне подходящие прочные обода.
- Рули изначально были: передний 60 см, задний 56. Очень правильно: первому нужен руль пошире, чтобы легче было контролировать наклон и держать тандем, когда второй уже сидит. А второму лучше не прилагать особых боковых усилий, особенно во время езды.
А вот что может стать потенциальным источником проблем:
- Дюймовая рулевая. Для тандема, у которого вилка нагружена в три раза больше, чем у обычного велосипеда, это явно неправильный выбор. Ну что же, когда-то раньше, когда дюймовыми были все вилки, на них ездили в том числе и на тандемах.
- Втулка Nexus не переключается вниз под нагрузкой. На тандеме это мешает ещё больше, чем на обычном велосипеде: оба наездника должны одновременно ослабить нагрузку на педали, чтобы переключиться. На подъёмах, когда не хочется терять скорость, это неудобно.
- Разброс передач в 250% достаточен для городской езды, но не для тандема. Тандем едет под гору быстрее, а в гору медленнее обычного велосипеда.
Послепродажная подготовка
Велосипеды из универмага как правило требуют настройки после покупки. Билтема вообще продаёт велосипеды полусобранными в коробках. Вот что я сделал сразу:
- Как следует протянул оба колеса. Естественно, они не были достаточно натянуты, а в спицах не были сняты остаточные напряжения (колёса разболтались бы после первых 200 км).
- Укоротил рубашку переключательного троса, которая изначально была отмерена с запасом. Эта операция тривиальна, если у Вас есть специальные кусачки для рубашек, а вот если их нет — мучение минимум на полчаса гарантировано.
- Передние и задние шатуны не были параллельны. Чтобы переставить их как следует, нужен съёмник шатунов.
- Заменил пластмассовые педали на металлические, к которым можно привинтить туклипсы. Фиксация ног на тандеме совершенно необходима! Иначе очень легко потерять педали, которые следующим оборотом ударят по ногам. Дети научились вставлять ноги в туклипсы моментально. Передние педали через некоторое время были заменены на контактные.
Впоследствии я проапгрейдил ещё кое-что:
- Заменил заднее седло на совсем широкое и мягкое
- Задняя (ведомая) звёздочка была слишком маленькая для езды с детьми (16 зубов, а звезда на системе — 42 зуба). Я поменял её на 23 зуба. От семилетней девочки помощи в педалировании не так много, особенно в конце пути, а тандем плюс дети весят больше 60 килограммов.
- Заменил передний руль на ещё более широкий, «фрирайдный», сантиметров 70. Широкий хват на тандеме — это то, что Вам нужно. Быстрое маневрирование не требуется (и даже опасно), а вот держать тандем в равновесии перед светофором приходится именно за этот руль. Меня удивляют фотографии тандемистов с детьми, держащихся за шоссейный руль. По-моему, это крайне неудобно с любой точки зрения. Преимущества шоссейного руля никогда не нужны в семейных поездках — не ездят там ни слишком быстро, ни слишком долго. А вот недостатки — в первую очередь, менее естественный хват за тормоза — могут оказаться критическими.
Версия 2 (с детскими педалями)
Тандем во всей красе
Детские педали оказались не самой простой вещью для поиска.
Имеются три «мэйнстримовых» производителя: Burley, Santana и DaVinciTandems, которые предлагают готовые наборы — каретка с хомутом на подседельную трубу, шатуны, дополнительная звезда на систему.
Все они располагают цепь, ведущую на детские педали, слева, и ставят дополнительную звезду на задню синхронизационную звезду. Мне такое не подходило вообще: звёзды на левых шатунах впрессованы, и прикручивать дополнительную звезду просто некуда.
Набор с детскими педалями от burley
Даже если бы звезду удалось как-нибудь установить, у всех трёх наборов был ещё один момент, который меня настораживал. Хомут, которым каретка прикрепляется к подседельной трубе, до безобразия узкий — всего сантиметра три. Я как будто чувствовал, как он может смять алюминиевую трубу, хотя вроде бы не находил жалоб на такую неприятность в интернете.
Преимущества велосипеда на двоих
Часто ли вы замечали этот необычный велосипед? Скорее всего, живьем вы его не наблюдали – велосипед для двоих редкий вид байка и чаще всего он заметен на загородных прогулках или на спортивных соревнованиях. В последнее время романтически настроенные молодые пары с удовольствием используют этот вид транспорта.
Что представляет собой велосипед на двоих?
Не многие знают, как называется велосипед с двумя сидениями. Правильное название – тандем. Эта конструкция предназначена для совместного использования, как семейная модель, так и спортивная. Существуют специальные семейные модели велосипедов с тремя и более сидениями. Велосипеды для двоих с каждым годом только набирают популярность.
Велосипед тандем оснащен сидениями, расположенными друг за другом и дополнительным рулем, который служит, сидящему сзади человеку, опорой. Управление велосипедом полностью лежит на переднем райдере, второй номер только участвует в создании дополнительной мощности, используя дополнительные педали.
Велосипед с двумя сидениями оборудован надежной, усиленной рамой, т.к. ему приходится выдерживать двойную нагрузку. Тандем обычно оснащен левосторонней цепью между двумя педальными системами и правосторонней к втулке заднего колеса, что позволяет не сталкиваться цепям при езде.
Из-за особенности использования велосипеда его оборудуют дополнительными тормозами, помимо стандартных дисковых, добавляют ободные или барабанные тормоза.
История появления велосипедов тандемов
Впервые этот необычный объект появился в конце 19 века в Дании и пользовался успехом порядка двадцати лет. После небольшого перерыва, во второй половине 20 века к тандему стала возвращаться былая популярность. Изобретатели проектировали трех, четырех и более местные модели, но самой популярной поныне остается двухместный велосипед.
Как управляется велосипед тандем?
Для успешного использования велосипеда на двоих необходимо учесть, что основная нагрузка падает на первого велосипедиста, а значит, этот человек должен быть более сильным и опытным. Напарник участвует своей мышечной силой, но не управляет. Двойная сила позволяет развивать велосипеду ощутимую скорость, но подъемы с резким углом поддаются такой конструкции с трудом.
Преимущества
Велосипедист одиночка полностью принимает на себя сопротивление ветра при езде, а тандем позволяет перенаправить это сопротивление исключительно на первого водителя, более сильного, второй же водитель, пользуясь защитой, использует все свои физические ресурсы с большим КПД.
Если велосипед используется не для спортивной езды, а для совместных прогулок, то у сидящего сзади человека открываются прекрасные возможности для общения по телефону, фотографирования, общения с сидящим впереди товарищем.
Идеальный романтический транспорт для семейных пар и влюбленных. Совместное управление байком сближает и помогает развить более четкое понимание друг друга в различных ситуациях.
И главное преимущество — в такой поездке ни кто не отстанет!
Недостатки
Главная проблема – сложность торможения при высокой скорости. Сила инерции двух тел велика, а способность механизмов к эффективному торможению теряется.
Сложный подъем в гору из-за трудности ровного сложения усилий велосипедистов.
Невозможность участвовать в управлении для человека, сидящего сзади и полное отсутствие у него обзора дороги.
Использование
Спортивные соревнования для двухместных байков.
Тандем позволяет участвовать незрячим велосипедистам в паралимпиаде, сидя вторым номером за зрячим основным.
Загородные поездки, семейные прогулки.
Велосипед-тандем: особенности, плюсы и минусы
Материал подготовили: Татьяна ПроданЛиповская Юлия
Велосипед тандем — это уникальный выбор для покупателя. Он подойдет для тех, кто ищет что-нибудь эксклюзивное для себя и своего спутника или всей семьи.
Во многих европейских странах смельчаки уже обзавелись этим нестандартным транспортом, но практически во всех больших городах такой велосипед можно взять и на прокат. Также любители велопрогулок используют тандем для оригинальных свадебных фотосессий или романтических свиданий, что оставляет много позитивных эмоций и воспоминаний для пары.
Немного истории
Двухместные велосипеды начали появляться с 1898 года. После создания одноместных байков, изобретатели времени не теряли и сразу же начали поиски модификаций двухколесного транспорта.
Велотандемы активно использовали во время Первой и Второй мировых войн. Тогда создавали единые велосипеды для целых воинских подразделений. Соответственно такие велики выдерживали очень большие нагрузки, ведь такое количество солдат имело вес примерно 700 кг!
Также интересно, что двухместным был не только классический вариант велосипеда. Модель «пенни-фартинг» (с большим передним колесом) также превращалась в тандем, но про комфортную езду на таком велосипеде говорить сложно.
Общие характеристики
Двухместный велосипед тандем, как правило, имеет длину 240 см, а его вес составляет примерно 16-20 кг.
Во время езды оба пассажира педалируют, но только тот, кто спереди контролирует направление движения, отвечает за торможение и систему переключения передач.
Обратите внимание
Заднего пассажира называют стокером, он просто крутит педали, может фотографировать местность, а его «руль» неподвижно зафиксирован на раме и установлен только для опоры. Для него езда может казаться немного неуютной, ведь он не видит дороги и любой камешек или неровность покажется неожиданностью.
Зачастую тандемы двухколесные, но иногда можно найти модели с двумя колесами сзади и одним спереди — для большего равновесия.
Тормозная система и колеса
Чем больше вес у байка, тем труднее разогнать его, но и остановить потом тоже нелегко. Соответственно, тандем должен быть оснащен хорошими тормозами. На такие модели обычно устанавливают дисковые гидравлические тормоза либо барабанные. Последние поддерживают постоянную скорость и хороши при спусках. Ободные и дисковые могут перегреться если долго притормаживать.
Колеса тандема в свою очередь укреплены большим количеством спиц и хорошими ободами, поскольку из-за большого веса, ему необходимо прочное оснащение. Диаметр его колес составляет 26 и 28 дюймов.
Преимущества и недостатки
К сожалению, обеспечить обоим пассажирам максимальный комфорт езды на тандеме сложно. На нем райдеры скорее зависят друг от друга и должны действовать сообща.
Что же касается преимуществ, то они таковы:
- при катании вдвоем тратится меньше сил, но путь преодолевается дольше, чем в одиночку;
- если один из райдеров устал, всегда можно поменяться местами;
- можно достичь большей скорости, чем на обычном байке, особенно при спуске;
- велосипед еще сильнее объединяет и сближает лучших друзей или семейную пару, благодаря общему делу.
К недостаткам в свою очередь можно отнести такие моменты:
- Иногда возникают трудности при повороте;
- стокеру (тому кто сидит сзади) не очень хорошо видно рельефы дороги, поэтому он не всегда успевает подготовиться к препятствиям;
- покупка тандема обойдется недешево, но насладиться катанием можно, взяв его на прокат;
- хоть на спуске велосипед и набирает большую скорость, но при подъеме он не настолько эффективен и несколько тяжеловат;
Ну и еще один маленький нюанс, который нужно упомянуть — крепление к авто. Так как тандем достаточно длинный, то для того чтобы захватить его с собой в путешествие Вам понадобится специальное большое крепление.
В целом при езде на тандеме очень важна команда. Катаясь вместе, люди больше доверяют друг другу, распределяют задачи.
Также в катании могут принимать участие люди с ограниченными физическими возможностями. К примеру, люди с плохим зрением могут попробовать прокатиться на байке, сев сзади. А тот, кто не очень уверенно держит равновесие или боится, сможет довериться тому, кто сидит спереди.
Прогулки по городу на тандеме или парные соревнования на нем непременно сближают. Если у Вас есть любимый человек или лучший друг, задумайтесь о приобретении такого велосипеда, ведь он подарит Вам веселые и незабываемые ощущения.
Как правильно выбрать велосипед тандем
Тандем — вдвоём веселее!
Не имеет значения — вы медленно катаетесь по бездорожью или просто вокруг дома, на большой скорости наматываете километры по трассе или принимаете участие в изнурительном соревновании — заниматься всем этим на тандеме вдвойне интересней!
Почему стоит выбрать велосипед тандем? Потому что велосипеды, рассчитанные на для двоих, быстрее, устойчивее на спусках, стильно смотрятся, позволяют ездить вместе независимо от физической формы велосипедистов и по сравнению с двумя отдельными велосипедами имеют на два колеса меньше (вероятность пробить колесо ниже в два раза).
Преимущества и недостатки велосипеда тандема
Опытных велосипедистов больше всего привлекает именно возможность ехать вдвоём — никто не может отстать! Каждый велосипедист может крутить педали в зависимости от своей физической формы или желания — не нужно ни под кого подстраиваться. Особенно это важно для пар с разным уровнем подготовки. Как говорится: «и рыбку съесть, и в воду не лезть»!
К другому замечательному преимуществу можно отнести возможность легко общаться, так как на тандеме вы сидите близко друг к другу. Если вы едете группой на тандемах, то задним велосипедистам будет удобно общаться между собой, сверять маршрут, фотографировать, пользоваться смартфоном и т. д.
Кроме того на тандеме легко возить прицеп или ребёнка. А когда ваш ребёнок подрастёт, вы сможете установить специальную настраиваемую каретку Kidback. Данный набор позволяет поднять кривошипную систему, чтобы дети могли ехать вместе с вами и помогать крутить педали.
Ездить на тандеме очень интересно, легко и быстро. Вы можете купить тандем из алюминия, высококачественной стали, титана и даже карбона.
Так как на тандеме педали крутят два велосипедиста, а сопротивление воздуха примерно такое же, как на обычном велосипеде, то на ровной дороге тандем легко обгоняет одиночный велосипед, а на даунхилле тандем просто летает (вот почему у тандемов такие мощные тормоза).
Важно
И вопреки распространённому мнению на тандеме несложно преодолевать подъёмы. Опытная команда поднимается на подъём так же легко, как и на обычном велосипеде. Отчасти потому что современные профессиональные тандемы весят меньше, чем два высококачественных обычных велосипеда.
Преимущества тандема:
- Никто не отстаёт
- Быстрое и устойчивое поведение на даунхиллах
- Риск пробить колесо в два раза меньше, чем у двух обычных велосипедов
- Не нужно кричать, чтобы переговариваться во время езды
- Один из велосипедистов может на время расслабиться и наслаждаться видом
- Выше скорость при тех же затрачиваемых усилиях
- Отличная тренировка для обоих велосипедистов
- Сопротивление воздуха не выше, чем у обычного велосипеда, а мощность в два раза больше
- Один велосипедист может передавать еду другому велосипедисту
- Нагрузка на верхнюю часть тела
Недостатки тандема (легко преодолеваются):
- Внезапные для второго велосипедиста удары при попадании в ямку (если не предупредить второго велосипедиста о предстоящей ямке)
- Для слаженной езды на тандеме необходимо научиться изгибаться
- Требуется больше места для хранения тандема
- Второй велосипедист упирается в спину первому
- Одному из велосипедистов придётся выполнять всю работу за второго велосипедиста, если он практически не будет крутить педали
- Вероятно уже имеющийся багажник на автомобиль не подойдёт для перевозки тандема
- Если вы едете на тандеме сами без друга, то окружающим людям это может показаться странным
- Отсутствие личного пространства
Выбор тандема
Также, как и любые другие велосипеды (круизёры, горные, шоссейные, туристические велосипеды), доступны тандемы разных видов. Так что при выборе тандема обязательно нужно учесть где, как и с кем вы планируете ездить.
Чаще всего тандем выбирают того же типа, что и обычный велосипед, на котором вы катались до этого. Например, если вы любите кататься на горном велосипеде по бездорожью, то поездка на новом горном тандеме даст вам ещё больше впечатлений и нового опыта. Вы будете поражены тем, как уверенно ведёт себя тандем с двумя велосипедистами на борту на крутых подъёмах.
Учтите, что как только у вас появится тандем и вы поймёте насколько интересно на нём кататься, то вы захотите на нём ездить при каждом удобном случае. Даже на горном тандеме вы сможете ехать по асфальту наравне с велосипедистами на шоссейных велосипедах, конечно если они в такой же физической форме.
Тандемы действительно очень хорошие велосипеды. Сейчас на рынке доступен огромный выбор тандемов с различными настройками. Также возможно дополнительно установить амортизационный подседельный штырь, велокомпьютер, дисковые тормоза, сумку, колокольчик и т. д.
При подборе тандема смотрите, чтобы на нём были установлены подседельный штырь с амортизатором, регулируемый задний вынос, широкий руль, контактные педали, хорошие тормоза и легко переключались передачи. Семейные пары очень часто любят одевать одинаковые футболки.
И это ещё не все возможности, которые вам предоставляет тандем.
Рамы тандемов
В шестидесятые и семидесятые годы, когда купить тандем было не так просто, были распространены так называемые «гибкие тандемы», испортившие репутацию велосипедов для двоих.
Эти тандемы изготавливались из дешёвой стали, а конструкция рам не отвечала требованиям. Поэтому на тандеме с такой непродуманной конструкцией обычно сильно трясло и качало из стороны сторону. Капитану было сложно им управлять.
(Сидящего впереди велосипедиста называют «капитаном», а сзади — «стокером»).
Тем не менее эти первые тандемы сделали важное дело — они научили конструкторов изготавливать рамы для тандемов. Современные тандемы являются эффективными, устойчивыми, удобными велосипедами. Благодаря значительным улучшениям в конструкции тандемы завоевали значительную популярность. И теперь они широко доступны под разными брендами.
Совет
Другой хорошей новостью является то, что теперь вам не нужно задумываться о конструкции рамы при выборе тандема. Практически все доступные на рынке модели полностью соответствуют своему предназначению.
Перед покупкой тандема решите для чего он вам нужен и по каким дорогам вы собираетесь на нём ездить. Также обязательно совершите на выбранной модели тестовую поездку.
Как только вы прокатитесь на нескольких тандемах, то вряд ли же уже откажетесь от покупки.
Подходит ли тандем для вас двоих
Возможно самым главным шагом при выборе тандема будет понять хорошо ли он подходит для вас двоих. Как и обычные велосипеды, тандемы поддаются регулировке. Однако стоит учитывать меньший выбор размеров рам.
Некоторым велосипедистам будет весьма сложно найти подходящий велосипед.
Например, если капитан очень высокий, а стокер наоборот сильно низкий, то может потребоваться проведение серьезной регулировки велосипеда, так как размеры большинства тандемов предназначены для пар «средних» размеров.
Одно из отличий обычного велосипеда от тандема состоит в том, что для капитана требуется больший стэндовер, чем для стокера. Это происходит из-за того, что во время остановок велосипед удерживает капитан, расставляя ноги по бокам. Для стокера стэндовер не так важен, так как во время остановки он обычно остается сидеть на велосипеде, пока капитан держит велосипед.
Очень важный момент — расстояние до стокера. Если рама будет слишком короткой или длинной, то стокер может чувствовать себя очень неудобно, располагаясь слишком близко или наоборот далеко от капитана.
В идеальном случае свободного пространства должно быть столько, чтобы было удобно держать руль, ехать сидя и стоя не упираясь в спину капитана. Стокер во время езды должен свободно дышать и наслаждаться окружающим видом.
Многие тандемы снабжены регулируемым задним выносом, что позволяет добиться идеального положения руля.
Лучшей способ выбрать тандем — это осмотреть и проехаться на нескольких велосипедах, чтобы понять как вы себя на нём чувствуете.
Размер колёс тандема
Одним из самых важных решений при покупке тандема, которое вам будет необходимо принять — выбор размера колёс. Большинство тандемов поставляются с 26-дюймовыми колёсами и с колёсами 700с. Первые обычно устанавливаются на комфортные, универсальные и горные тандемы, а последние на шоссейные.
Но стоит понимать, что 26-дюймовые колёса отлично подойдут и для езды по шоссе. Кроме того для колёс этого размера доступен большой выбор покрышек, так что вы можете купить шипастые шины для грязи, а слики для асфальта.
Так как 26-ти дюймовые покрышки обычно толще, то они лучше поглощают вибрацию, тем самым повышая комфорт поездки. Также их сложнее проколоть.
Обратите внимание
Исходя из этого, если вы собираетесь купить тандем для езды по различным поверхностям, то лучше остановите свой выбор на покрышках 26 дюймов.
Если же вы предпочитаете использовать тандем для гонок, поездок длинные расстояния и длительных походов, то вам следует присмотреться к колесам 700с. Профессиональный велогонщики используют именно этот размер покрышек. Кроме того обода этого размера легче, быстрее и эффективнее, что повышает накат велосипеда. Если для вас важна именно скорость, то выбирайте покрышки 700с.
Основные характеристики тандемов
Что хорошо — в современных тандемах большое значение придаётся комфорту. Капитаны всегда чувствуют себя комфортно, так как они сидят ближе к середине длинной гибкой рамы, которая хорошо смягчает удары.
Но вот у стокеров могут возникнуть небольшие проблемы, так как они сидят как раз над задним колесом и на них приходятся все удары при попадании в ямы.
Кроме того сзади мало шансов увидеть приближающуюся яму и в тоже время нельзя постоянно быть в состоянии готовности (приподняться с седла или согнуть колени). Вот поэтому капитан обязан предупреждать о ямах.
Современные тандемы оснащаются амортизационными подседельными штырями (их же можно купить отдельно), которые хорошо смягчают толчки на жесткой дороге. Также существуют двухподвесные тандемы, смягчающие неровности дороги для обоих велосипедистов.
Изящным преимуществом тандема является возможность комбинировать различные компоненты, чтобы они подходили обоим велосипедистам. Например, на многие спортивных моделях тандемов устанавливаются разные рули, чтобы обоим велосипедистам было удобно держаться за них.
Также покупатели должны определиться какой лучше купить руль: прямой руль или руль «бараньи рога». Можно купить оба типа рулей и по мере необходимости устанавливать их по очереди. Прямой руль обеспечивает вертикальное положение, что предпочтительней при езде по бездорожью, во время неторопливых велопрогулок и велопоходов. Также он обеспечивают лучшую управляемость при езде с велоприцепом.
Руль «бараньи рога» предпочтительней использовать при езде на длинные расстояния или в велогонках, потому что он предоставляют больше позиций для рук, что улучшает управляемость велосипедом и предотвращает болезненные ощущения при длительных поездках. Также руль «бараньи рога» обеспечивает более аэродинамическое положение, что помогает поддерживать высокую скорость во время спуска или при сильном встречном ветре.
Важно
Компоненты тандемов, также как и других типов велосипедов, прошли долгий путь совершенствования. Тормоза и переключатели скоростей современных тандемов превосходно останавливают и переключают. Тройная кривошипная система с низкими передачами облегчает подъём в гору, а рычаги переключения передач на руле позволяют переключать передачи не снимая руки с руля.
В зависимости от уровня вашего тандема вы можете купить контактные педали, в которые гораздо легче застёгивать и отстёгивать ноги, чем в туклипсы с ремешками.
Теперь, когда вы знаете так много о тандемах, самое время купить тандем в оффлайн или интернет магазине. Посмотрите различные модели, сравните размеры и на практике определите какой тандем вам лучше всего подходит. Также не отказывайтесь от тестовой поездки. Также читайте статью как сделать тандем своими руками из старых велосипедов. Ездить на тандеме вам определённо понравится!