Содержание
Практически все владельцы автомобиля имеют представление о том, что такое аккумулятор. Однако немногие знают, что он требует периодического обслуживания и ухода. В лучшем случае владелец авто просто заряжает АКБ от случая к случаю. Но этого недостаточно. Нужно периодически проверять уровень электролита в банках аккумулятора и контролировать его плотность. Причём, если плотность не соответствует норме, её нужно корректировать. Что касается плотности, то её рекомендуется измерять после зарядки батареи. А уровень электролита нужно проверять чаще, чтобы он сильно не понижался. Особенно за уровнем нужно следить в летнее время года, когда под капотом держится высокая температура. В этом материале мы подробно поговорим об уровне и плотности электролита в автомобильном аккумуляторе.
Что заливают в аккумулятор автомобиля?
В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах группы WET в качестве электролита используется водный раствор серной кислоты (H2SO4). Есть ещё AGM аккумуляторы, в которых электролитом пропитано стекловолокно.
И ещё одна разновидность свинцово-кислотных АКБ ─ это GEL. В них электролит переведён в гелеобразное состояние с помощью добавки оксида кремния. Уровень электролита требует контроля в автомобильных аккумуляторах WET.
Всё сказанное ниже справедливо в отношении этих АКБ.
Уровень электролита в АКБ
Итак, скажем пару слов о кислоте в аккумуляторе. В производстве автомобильных аккумуляторов серная кислота с момента их появления.
Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде с содержанием 30─35% (вес.). Обычная вода из-под крана не подходит.
Для приготовления электролита используется именно дистиллированная вода, которая очищена от примесей.
Если примеси (соли, оксиды металлов) попадут в раствор, это приведёт к возникновению паразитных реакций, коррозии пластин и сокращению срока эксплуатации АКБ.
Электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов
Электролит для аккумулятора автомобиля продаётся в автомагазинах уже в разбавленном виде (плотность 1,29 гр/см3). В производстве серная кислота имеет более высокую концентрацию. Она получается в 2 стадии. Сначала концентрация доводится до 70%, а затем 98%.
В таком виде она хранится до использования в различных целях. Автомобильные аккумуляторные батареи – это лишь небольшое направление, где используется серная кислота. Она применяется в различных сферах народного хозяйства. Поэтому выпускаются различные сорта серной кислоты.
Они приведены ниже (в скобках указана концентрация и плотность):
- Башенная или нитрозная (75%, 1,67 гр/см3);
- Контактная (92,5─98%, 1,837 гр/см3);
- Олеум (104,5%, 1,897 гр/см3);
- Высокопроцентный олеум (114,6%, 2,002 гр/см3);
- Аккумуляторная (92─94%, 1,835 гр/см3).
- Советуем дополнительно прочитать статью о том, как самостоятельно провести обслуживание автомобильных аккумуляторов.
- Вернуться к содержанию
Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля
В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ.
Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток.
В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.
Конструкция автомобильного аккумулятора
На решётках пластин с положительным зарядом нанесена обмазка диоксида свинца (PbO2). На пластинах с отрицательным зарядом нанесён свинцовый порошок (Pb). Серная кислота играет ключевую роль в электрохимических процессах, происходящих в АКБ. От величины плотности электролита напрямую зависят основные параметры аккумуляторной батареи. Ниже приведены реакции, которые протекают при заряде-разряде автомобильного аккумулятора.
Степень заряженности батареи можно определить по величине плотности электролита. В полностью заряженной АКБ плотность по банкам колеблется от 1,127 до 1,300 гр/см3.
Когда вышеописанные реакции идут в прямом направлении, кислота в аккумуляторе автомобиля расходуется, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс идёт до того момента, пока через батарею проходит разрядный ток.
Напряжение на выводах АКБ поддерживается за счёт процесса диффузии серной кислоты к электродам из раствора.
В реальных условиях эксплуатации разряд продолжается до снижения плотности до 1,15 гр/см3. На этом этапе выделяющийся сульфат свинца полностью забивает поверхность активной массы пластин, и процесс диффузии уменьшается. В этот момент резко падает напряжение аккумулятора автомобиля.
Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.
Объём уменьшается в основном за счёт испарения дистиллированной воды. В результате меняется плотность и, что ещё хуже, оголяются пластины. Поэтому требуется контролировать уровень и доливать воду.
Вернуться к содержанию
Плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе
Контроль уровня электролита
От автомобилиста требуется проводить периодический контроль уровня электролита в АКБ. Как это делается? Вообще, на корпусе автомобильных аккумуляторов наносятся метки min и max, которые показывают минимальный и максимальный уровень, соответственно.
Метки min и max
Но использовать их для контроля неудобно. Большинство корпусов выполнены из пластика чёрного цвета, и посмотреть уровень внутри аккумулятора нереально. Поэтому, чтобы проверить уровень, используйте трубочку из стекла или пластика. Можете просто взять прозрачный корпус шариковой ручки или трубочку от пакета с соком. Откройте банки аккумуляторной батареи. Обычно пробки сделаны в виде единой планки или закручиваются по отдельности.
Одна крышка на все пробки
Отдельные пробки на каждую банку
Опускаете трубочку в каждую банку до касания с пластинами. После этого зажимаете верхний срез пальцем и вынимаете.
Измерение уровня электролита
В трубочке должно остаться 10─12 мм электролита. Это нормальный уровень. Если меньше, нужно долить электролит или дистиллированную воду. Если уровень больше, то откачать излишки.
Слишком высокий уровень не так критичен, как низкий, но также нежелателен. В крайних банках, которые ближе к выводам, уровень опускается быстрее. В случае низкого уровня вам нужно понять, что доливать, электролит или дистиллированную воду.
Чтобы это узнать, нужно измерить плотность. Об этом речь пойдёт ниже.
Стоит также сказать пару слов об измерении уровня электролита в необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. В них нет доступа к банкам. Поэтому контроль уровня в них выполняется с помощью меток на корпусе или индикатора заряда АКБ. Его ещё называют гидрометр или «глазок».
Вернуться к содержанию
Контроль плотности электролита
В таблице ниже можно посмотреть зависимость степени заряженности АКБ и плотности электролита, а также температуры его замерзания.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11
11,7
8,4
-7
1,12
11,76
8,54
6
-8
1,13
11,82
8,68
12,56
-9
1,14
11,88
8,84
19
-11
1,15
11,94
9
25
-13
1,16
12
9,14
31
-14
1,17
12,06
9,3
37,5
-16
1,18
12,12
9,46
44
-18
1,19
12,18
9,6
50
-24
1,2
12,24
9,74
56
-27
1,21
12,3
9,9
62,5
-32
1,22
12,36
10,06
69
-37
1,23
12,42
10,2
75
-42
1,24
12,48
10,34
81
-46
1,25
12,54
10,5
87,5
-50
1,26
12,6
10,66
94
-55
1,27
12,66
10,8
100
-60
Как и уровень, плотность нужно периодически контролировать. Лучше всего это делать после полной зарядки АКБ. На полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность должна быть 1,29 гр/см3.
В регионах, где зимой низкие температуры, рекомендуется поддерживать плотность около 1,3 гр/см3. Для измерения плотности нужен прибор, который называется ареометр.
В магазинах он продаётся по цене 150─200 рублей.
Ареометр
Для того чтобы измерить плотность, опускаете ареометр в банку и с помощью груши набираете в колбу электролит. На шкале специального поплавка внутри будет показана плотность. Таким способом измеряете плотность во всех банках и вычисляете среднее значение. Оно должно быть примерно 1,29 гр/см3.
Если уровень низкий и плотность выше нормы, то просто добавляете дистиллированной воды. Она также продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого. Если уровень в норме, а плотность высокая, то отбираете часть электролита из банок и заливаете воду. Эту операцию нужно делать для каждого аккумуляторного элемента, поскольку банки не сообщаются между собой.
Дистиллированная вода
Если плотность электролита на заряженной АКБ ниже 1,29 гр/см3, то привести её в норму будет сложнее. Нужно отбирать раствор из банок с помощью «груши» или ареометра. Вместо него заливайте свежий электролит требуемой плотности. Может потребоваться полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля.
Вернуться к содержанию
Как заменить электролит в автомобильной АКБ?
Замена электролита в автомобильном аккумуляторе может потребоваться, если его плотность значительно ниже нормы. Процедура достаточно трудоёмкая. Для её выполнения потребуются:
- Свежий электролит с плотностью 1,29 гр/см3;
- Ёмкость для слива старого раствора;
- Резиновая «груша»;
- Ареометр.
Внимание! Не переворачивайте аккумуляторную батарею для слива старого электролита. В результате вы можете повредить пластины и спровоцировать их замыкание, а это верный выход из строя АКБ.
При замене электролита нужно сначала откачать его из банок, используя «грушу». После этого заливаете свежий. Как залить электролит в аккумулятор автомобиля, я думаю, разберётся каждый из вас.
Внимание! При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.
Напоследок стоит сказать, что в случае изменения цвета, замена электролита в автомобильном аккумуляторе не поможет решить проблему. Этот дефект говорит о разрушении обмазки пластин.
В этом случае поможет только замена аккумулятора для автомобиля. Если материал был для вас полезен, делайте репост в социальных сетях и добавляйте нас в закладки.
Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Если у вас есть исправления или дополнения к статье, оставляйте их в комментариях ниже.
Вернуться к содержанию
Эксплуатация АКБ автомобиля
Пред тем, как приступить к прочтению этого материала, советуем прочесть страницу «Аккумуляторные батареи».
Если АКБ в течение трёх-четырёх месяцев не эксплуатируется, то она разряжается и нуждается в перезарядке.
Саморазряд – это свойство, которое присуще всем видам аккумуляторных батарей. У одних оно больше, у других, качественных и дорогостоящих, меньше.
- Ниже вставляем две иллюстрации, на которых изображены графики саморазряда.
- Первая фотография показывает саморазряд в зависимости от времени.
- На второй фотографии график зависимости саморазряда от плотности электролита в аккумуляторе.
- Бывают случаи, когда подзарядка требуется даже для таких АКБ, которые эксплуатируются.
Если аккумуляторная батарея находится в нормальном состоянии и полностью заряжена, тогда плотность электролита в ней находится в пределах 1.27- 1.28 г/см3, а напряжение 12.7 вольт.
Разреженность батареи определяется по плотности электролита – чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.
Для ориентировки отметим, что когда плотность снижается на 0.01 г/см3 , то разрядка батареи составляет 6-8%.
Ниже вкладываем график, по которому можно оценить зависимость разреженности аккумулятора от плотности электролита.
Для сверки следует взять плотность электролита с той банки, на котором она минимальная.
Совет: Если, разряженность аккумулятора, который стоит на автомобиле, летом составляет 50%, а зимой 25%, его обязательно надо снять и зарядить. Учтите, что разряженный аккумулятор зимой вполне может замерзать. При температуре окружающей среды -20°С, аккумуляторная батарея с плотностью электролита 1.2 г/см3замерзает.
Правильная подзарядка аккумулятора
Еще одним признаком для подзарядки аккумулятора является случай, когда плотность электролита в разных банках отличаются друг от друга более чем на 0.02 г/см3
Правильная зарядка батареи требует оптимальный выбор тока, который должен составлять 0.05 от ёмкости самой батареи.
Это значит, что для подзарядки аккумуляторной батареи с ёмкостью 55 Ач, оптимальным является сила тока 2.75А.
Совет: Чем ниже сила зарядного тока, тем глубже аккумулятор подзаряжается.
Когда батарея заряжается сильным током, тогда электролит начинает кипеть до полной подзарядки.
Со слабым током батарея может вообще не «закипеть», однако подзарядится оно лучше.
В таких случаях признаком окончания зарядки считается не-изменяющая плотность электролита.
Если электролит не кипит, и в течение 1-2 часа плотность в банках не изменяется, это значит, что аккумулятор подзаряжен полностью.
Для примера попробуем посчитать, сколько времени будет требоваться для подзарядки аккумулятора с ёмкостью 55 Ач и с плотностью электролита 1.25 г/см3. Для подзарядки будем использовать ток с силой 5 Ампер.
Из графика, который выложен чуть высшее, становится ясно, что при плотности 1.25 г/см3 батарея разряжена на 25 %, то есть потеря мощности ток составляет:
Исходя из этого считаем ориентировочная время подзарядки:
Скорее всего, у вас возникала вопрос: – Откуда появилось цифра 2 в формуле подсчета времени подзарядки?
Во время подзарядки на повышение заряда уходит не вся энергия, а лишь 50-70 %. Остальная энергия превращается на тепло и нагревает электролит, часто приводя его в кипение. Поэтому и приходится в формуле время подзарядки умножить на 2.
Наибольшую зарядку аккумуляторная батарея может получать прямо на автомобиле, во время езды. Генератор и реле подзарядки должны быть исправными.
Подзарядка из сети автомобиля имеет несколько плюсов:
Напоминание: Сразу после запуска двигателя зарядка аккумулятора не начинается. Зарядка АКБ напрямую зависит от температуры электролита.
Что это значит? А это значит, что когда вы запускаете двигатель, особенно зимой, пока температур электролита в банках не станет положительным, аккумулятор не зарядится. В течение всего этого времени электричество, которое вырабатывает генератор, преобразуется в тепло.
Из вышесказанного следует, что частые кратковременные зимние переезды, могут полностью разрядит вашу аккумуляторную батарею, имея в виду тот факт, что каждый запуск двигателя отнимает часть ёмкости.
Если происходит нормальный запуск двигателя, то есть, когда автомобиль заводится с первой попытки, то 10 секунд стартера отнимают от батареи 0.83 Ач ёмкости (300А*10 секунд = 3000 А секунд = 0.83 А час). Для батареи с емкостью 55 Ач, это составляет около 1.5 процента.
- Долгая езда по трассе, без остановки, может привести к кипению электролита.
- Часто АКБ не восстанавливают первоначальную ёмкость после глубокой разрядки.
Признаки неисправности АКБ
Ниже приведены некоторые цифры о расходе электричества в вазовских автомобилях.
Показать / Скрыть текст
- Зажигание – 2 Ач
- Габаритное освещение – 4 Ач
- Ближний свет – 9 Ач
- Дальние фары – 10 Ач
- Обогреватель заднего стекла – 11 Ач
- Отопление (вентилятор в зависимости от скорости) 5-11 Ач
- Дворники – 5 Ач
- Аудио – от 5 до 15 Ач
Получается, что когда мы оставляем автомобиль с включенными габаритами на 3 часа, то мы теряем 20 % от ёмкости аккумулятора (4 А * 3 час = 12 Ач).
Если вы прочитали статью «Аккумуляторные батареи», тогда в наверно помните, что силу тока выработанным генератором автомобиля напрямую зависит от оборотов, особенно для старых советских автомобилей.
Приведем некоторые цифра характеризующий разные модели ВАЗ.
Показать / Скрыть текст
Модели
2101-2106
2108-2109 1111
2110
Ток в холостом ходу
16
24
35
В номинальных оборотах
42
55
80
От цифр следует, что продоложительная работа двигателя на холостом ходу с включенными фарами и обогревателем, вполне может стать причиной для разрядки аккумулятора.
Напоминание: Для современных автомобилей, тем более зарубежного производства, это не актуально. Они оборудованы генераторами, которые в холостых оборотах двигателя вполне способны обеспечит энергий вес автомобиль.
Как выбрать аккумуляторную батарею
Вы должны быть уверены, что АКБ подходит вашему автомобилю.
Ниже перечислены основные факторы совместимости:
Вдобавок к основным факторам также следует учитывать некоторые особенности вашего автомобиля.
- Если ваш автомобиль не новый и в нем неисправная электроника, не имеет смысла купить не-обслуживаемый АКБ, так как вам часто придется добавить дистиллированную воду в банки.
На ёмкость также следует обращать особое внимание, так как несоответствие ёмкости к требованиям производителя станут причиной преждевременной поломки генератора и стартёры.
Обязательно требуйте гарантийный талон и уточните адреса технического обслуживания по этому талону.
Многие производители АКБ не указывают дату выпуска, так как не-обслуживаемые батареи можно хранить долго.
Требуйте проверки АКБ прямо в магазине. Удалите упаковочную пленку и убедитесь, что корпус аккумулятора не поврежден.
Пусть продавец перед вами проверит плотность электролита во всех банках. Они должны быть одинаковы и не ниже номинала более чем на 0,02 г/см3.
Проверяйте напряжение нагрузочной вилкой. Под нагрузкой в течение 10 секунд напряжение не должна опускаться ниже 11 вольт. Без нагрузки 12.5 вольт.
Если сотрудники магазина отказываются выполнять проверки, откажитесь от покупки.
Как установить батарею на автомобиле
При установке на автомобиль, убедитесь в том, что все газоотводные отверстия на батареи открыты, то есть, удалены все лишние частицы упаковки.
Клеммы смажьте вазелином.
Имейте в виду, что болтание батареи на автомобиле недопустимо. Это может стать причиной осыпания пластин в банках.
Если батарея стоит близко к коллектору, в летнее время следует установить термоизоляцию.
Обслуживание аккумуляторной батареи
Срок службы АКБ в основном зависит от условий эксплуатации.
- Поездки на короткие расстояния с частым запуском двигателя (особенно в зимнее время), а также неисправный генератор или стартер могут стать причиной преждевременного выходи АКБ из строя.
- Сила зарядочного тока не должен превышать 1/10 часть ёмкости аккумулятора.
- Периодично проверяйте уровень и плотность электролита в банках АКБ
- Обязательно следите за натяжением ремня генератора. Слабый ремень может разрядить аккумулятор, а тугой станет причиной для поломки генератора.
- Если на автомобиле у вас не получается полностью зарядить АКБ, тогда один раз в неделю сделайте это с помощью зарядного устройства.
Совет: Необходимо, чтобы уровень заряженности батареи не снизился ниже отметки 75 %.
Напоминание: Отклонение величины тока подзарядки на 10 % (в любую сторону), приводит к снижению срока эксплуатации батареи на 2 раза.
Двигатель должен запускаться с полуоборота. Учтите, во время запуска двигателя проходимый через батарею ток составляет от 100 до 300 Ампера (в зависимости от температуры воздуха).
Напоминание: Сниженный уровень электролита в банках, сокращает срок эксплуатации АКБ на 30 %.
Особенности «прикуривание» с другого аккумулятора
Для «прикуривания» с другого автомобиля требуются медные провода с широким сечением, на кончиках которого установлены качественные «крокодилы». «Крокодилы» должный обеспечить большой площадь контакта и сильный зажим. Между проводом и «крокодилом» должен быть очень хороший контакт, так как через него пройдет ток с силой до 300 Ампера.
Для правильного «прикуривания» следует соблюдать некоторые правила. Чтобы не повредить ваш или «соседский» автомобиль, выполняйте эти действия так, как написано:
Рубрики: аккумулятор, правильная эксплуатация / все
Как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля
Большое количество автомобилей использует в своей работе свинцовые обслуживаемые аккумуляторы. Для их полноценной работы необходимо контролировать не только уровень заряда батареи, но и качество электролита, состояние пластин уровень жидкости в системе.
Удобство конструкции обеспечивает гибкость в эксплуатации электроприбора, поэтому замена электролита в аккумуляторе водителем может проводиться в зависимости от состояния жидкости. Для диагностики достаточно провести визуальный контроль.
Необходимые материалы и оборудование
С помощью процедуры по замене электролита автовладелец получает шанс на продление жизни автомобильной АКБ. Для проведения работ понадобятся такие компоненты:
- емкость с дистиллятом;
- воронка с узкой горловиной;
- бутыль с электролитом требуемой плотности;
- ареометр для замеров плотности;
- небольшое количество пищевой соды;
- устройство для зарядки аккумулятора;
- средства индивидуальной защиты (очки, перчатки, фартук и т.д.);
- небольшое количество чистой ветоши.
Емкости с электролитом и дистиллированной водой предлагаются в специализированных автомобильных магазинах. Вода, для того чтобы поменять электролит в аккумуляторе, подготавливается в объеме, достаточном не только для разбавления жидкости, но также понадобится некоторое количество для промывки полостей АКБ.
Воронка предпочтительнее будет из стекла, так как не все пластиковые или металлические могут выдерживать соприкосновение с кислотой, а у керамической будет слишком маленький проходной диаметр. Емкости для слива кислоты также желательно подбирать кислотостойкие и толстостенные.
Подготовительные операции
Перед тем, как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля, необходимо откинуть контактные провода и достать батарею из подкапотного пространства.
Далее удаляются все загрязнения с наружной поверхности с помощью сухой ветоши. После этого можно протереть АКБ ветошью, смоченной в слабом содовом растворе. Жидкость подготавливается из расчета 30-50 г на литр воды.
Выкручиваем пробки для проведения визуальной диагностики уровня электролита в баках.
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Нужно знать, что электролит в банках должен быть по уровню выше защиты на 10-12 мм.
С помощью мультиметра или другого тестера проконтролируем заряд батареи. При необходимости проводится зарядку АКБ. Затем необходимо дать всей системе остыть в течение 1-2 часов.
Проведение работ по замене
При помощи резиновой груши или ареометра выкачиваем электролит в подготовленные емкости. Для полного удаления электролита некоторые автовладельцы высверливают в днищах банок небольшие отверстия, а позже запаивают их кислотостойким пластиком. Заменить данную процедуру можно, наклонив батарею в сторону и выкачивая из нее последние капли грушей.
Нужно знать, что при работе с электролитом требуется максимальная внимательность и аккуратность, так как попавшие капли жидкости на ткани или металл проявляются не сразу.
В работе используются надежные фиксаторы, удерживающие АКБ на верстаке или рабочем столе в нужном положении. Допускается на свободный конец ареометра надевать тонкую трубку для тщательного отбора жидкости из банки.
Нельзя переворачивать АКБ вверх дном для удаления жидкости!
Возможный химический мусор, скопившийся на дне банок способен попадать на свинцовые пластины и застревать между ними. Такое действие приводит к короткому замыканию банки и полному выходу из строя батареи.
После полного слива жидкости из полости, возвращаем корпус в стандартное рабочее положение. В это время долить электролит в аккумулятор не нужно, так как необходимо предварительно промыть АКБ с помощью дистиллированной воды. Для этого используем воронку и емкость с дистиллятом. Трясти и переворачивать корпус с водой для качественной промывки не стоит из-за возможного наличия шлака на дне.
Промывка осуществляется с помощью плавного покачивания в разные стороны корпуса АКБ. Далее даем немного отстояться и повторяем пару раз покачивания. Сливаем загрязненный дистиллят и повторяем 1-2 раза процедуру.
На следующем этапе в пустые полости заливаем подготовленный электролит по плотности, согласно сезону. Для того чтобы определить сколько электролита заливать в аккумулятор, доводим уровень жидкости выше защиты на 1 см.
Нужно знать, что в автомагазинах обычно продается более плотный электролит, нуждающийся в разбавлении дистиллятом.
Завершающий этап
Заполненный аккумулятор немного наклоняем в стороны так, чтобы возможные пузырьки воздуха поднялись из банок. Необходимо сделать несколько несильных покачиваний корпусом АКБ. После процедуры батарея оставляется в покое на 2-2,5 часа. По истечении этого времени проводим визуальный контроль уровня электролита во всех банках, при необходимости делаем долив.
Почему аккумулятор автомобиля плохо заряжается от генератора
Следующим этапом осуществляем дозарядку АКБ силой тока не более 0,5-0,7 А на протяжении 2-3 часов. Для качественной и долговременной работы желательно провести контрольно-тренировочный цикл с полной разрядкой, а затем полной зарядкой батареи.
Во время процедуры разрядки можно накинуть на контакты батареи лампу накаливания в 12 В, напряжение не должно опускаться ниже 10,5 В. По завершении данных операций батарею можно ставить на рабочее место в подкапотное пространство.
Безопасная работа с электролитом
При попадании даже незначительного количества электролита на кожу человека происходит химический ожог. Особенно опасно это для слизистой оболочки глаз. Если случилось такое событие, то немедленно проводится промывка раны большим количеством проточной воды. Можно для этого использовать слабый раствор соды. При большом поражении участка кожи нужно немедленно обращаться к врачу.
Остатки электролита необходимо утилизировать. Если нет возможности это сделать, то достаточно слить его в одну емкость и постепенно добавлять в жидкость пищевую соду. Во время процесса будет происходить бурная реакция с выделение тепла и пенообразованием. После завершения всех процессов, когда раствор не будет реагировать на добавление соды, это можно слить в канализацию.
Как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля? – Авто Мото Спец
Большинство аккумуляторных батарей, которыми оснащаются современные автотранспортные средства, не нуждаются в особом уходе и обслуживании. Однако, одна процедура, а именно замена электролита в автомобильном аккумуляторе, производится более или менее регулярно.
На фото Электролит — особый кислотный раствор, обеспечивающий работу аккумулятора
Замена жидкости в АКБ
Электролитом называют смесь дистиллированной воды и серной кислоты, при помощи которой в аккумуляторной батарее автомобиля происходят химические реакции, в результате чего вырабатывается энергия для питания бортовых систем. Естественно, со временем данный кислотный раствор теряет свои свойства и подлежит замене, чаще всего непосредственно перед зарядкой аккумулятора.
Необходимые материалы
Заменить электролит в АКБ можно в любом автосервисе Вашего города. Если же присутствует желание провести данную процедуру самостоятельно, то следует приобрести следующее:
- прибор, измеряющий плотность жидкости (аэрометр);
- зарядное устройство аккумуляторной батареи;
- электролит.
Видеопроцесс замены электролита в аккумуляторе
Чтобы процесс заливки жидкости в батарею сделать более комфортным, следует запастись обычной воронкой. Качественный электролит и «зарядку» выбирают и покупают в специализированных автомобильных магазинах, где можно получить необходимую консультацию и изучить ассортимент.
Что касается аэрометра, то этот прибор понадобится лишь в том случае, если Вы планируете приготовить кислотную жидкость самостоятельно, а не приобретать готовый раствор. В подобной ситуации нужно смешать дистиллированную воду с серной кислотой так, чтобы плотность раствора составляла 1,28 г/см³. Это будет означать, что концентрация кислоты равна 30%.
Пошаговая инструкция
Приобретать электролит лучше в специализированных автомагазинах
Приготовив необходимые приборы и электролит, можно приступать к замене жидкости.
Слив остатки кислоты из аккумулятора, его необходимо хорошо промыть дистиллированной водой. Процесс мойки выполняется тщательно и продолжается до тех пор, пока не будет удалена вся угольная крошка и солевые отложения, накопившиеся внутри батареи.
Далее, при помощи воронки в каждую «банку» очищенного АКБ заливается подготовленный электролит и всевозможные присадки. Использование последних не является обязательным и применяется для очищения электродов. Однако следует знать, что присадки растворяются лишь через 48 часов и на это время придётся отложить следующий этап «реанимации» батареи.
На завершающей стадии нужно подключить к аккумулятору приобретённый пуско-зарядный прибор. Обратите внимание, что после смены электролита батарея нуждается в циклической зарядке, другими словами — поочерёдной зарядке/разрядке при силе тока 0,1 А и напряжении 15 В (или 2,4 В для каждой конкретной секции).
Само собой разумеется, что в необслуживаемом автомобильном аккумуляторе замена электролита не предусмотрена. Такие модели нуждаются лишь в периодической зарядке, не более того.
Советы и рекомендации
В момент совпадения измеренных показателей тока с номинальными значениями, необходимо в два раза понизить напряжение, и проверить плотность электролита. Если полученные результаты остаются неизменными ближайшие два часа, зарядку АКБ можно прекращать.
Замену электролита новичку лучше делать под наблюдением профессионала
Во время циклической зарядки батареи, в момент разрядки применяется ток 0,5А, пока показатели напряжения не опустятся до 10В. После этого определяется ёмкость по времени разрядки и текущей величине тока, и если полученный результат меньше 4 А/час — цикл заряда следует повторить.
Процедура замены электролита довольно сложна, поэтому выполняя её впервые, стоит заручиться поддержкой профессионала или же опытного автомобилиста, который будет контролировать работу.
Замена электролита в аккумуляторе: основные нюансы
Для удобства пуска двигателя автомобиля на заре автомобилестроения был изобретён свинцовый аккумулятор. На протяжении более чем вековой истории существования принцип действия его не поменялся.
Несмотря на всевозможные новшества в конструкции и применение присадочных материалов этот источник питания так и остался капризным созданием, требующим постоянного ухода и абсолютно не переносящий глубокого разряда и постоянной недозарядки.
Одним из признаков неисправности аккумулятора является помутнение залитого в него электролита. Замена электролита в аккумуляторе является одним из способов продлить его жизнь.
Материалы и оборудование
Для проведения работ потребуется:
- Электролит соответствующей плотности;
- Дистиллированная вода;
- Заливная воронка;
- Зарядное устройство с источником питания;
- Ареометр;
- Ёмкость для отработанного электролита;
- Пищевая сода;
- Ветошь;
- Защитные очки;
- Резиновые перчатки.
Электролит и дистиллированную воду можно приобрести в любом автомобильном магазине, а необходимое их количество узнать у продавца или в интернете.
Дистиллированную воду для промывки следует брать из расчёта двойной промывки банок с небольшим запасом. Воронку для заливки лучше брать стеклянную, фарфоровая – дорогая и её труднее приобрести.
В качестве емкости для электролита подойдут обычные тип бутылки, они не подвержены воздействию серной кислоты.
Подготовительные работы
Снимаем аккумулятор с автомобиля и удаляем с его поверхности загрязнения. Лучше всего это делать ветошью смоченной в содовом растворе. Для приготовления такого раствора достаточно растворить 1-2 столовые ложки пищевой соды в одном литре воды.
Отворачиваем заливные пробки и проверяем уровень жидкости, он должен быть выше защитных приспособлений примерно на 1 см и проверяем степень зарядки аккумулятора. Если аккумулятор разряжен, то проводим его зарядку. Как правильно зарядить АКБ можно найти в соответствующем разделе сайта.
После того как аккумулятор полностью зарядится, даём ему остыть в течение 2 часов.
Замена электролита
Откачиваем электролит из каждой банки при помощи ареометра и сливаем его в подготовленную ёмкость. Следует понимать, что полностью откачать электролит из корпуса не получится.
Для максимального удаления электролита следует аккуратно и постепенно наклонять корпус, продолжая забирать жидкость. Для облегчения работ можно использовать надёжные упоры.
Для более полного забора электролита на носик ареометра можно надеть мягкую полихлорвиниловую трубочку соответствующего диаметра, но она должно сидеть на приборе очень плотно.
Категорически не следует переворачивать АКБ для слива пробками вниз. В этом случае имеющийся шлам, собравшийся на дне банок, может попасть между пластин, что приведёт к короткому замыканию пластин и как следствие замене источника питания автомобиля.
После того как было слито максимально возможное количество жидкости устанавливаем аккумулятор в нормальное состояние и заливаем в корпус через воронку дистиллированную воду. Сильно трясти или встряхивать аккумулятор не стоит по вышеуказанной причине.
Для промывки банок следует плавно наклонять корпус из стороны в сторону. Сливаем жидкость как указано выше и промываем аккумулятор ещё раз. После этого заливаем подготовленный электролит соответствующей плотности в банки аккумулятора до необходимого уровня.
Следует учитывать, что в магазине электролит продаётся повышенной плотности и его нужно разбавить дистиллированной водой до необходимых показателей.
Завершающие работы
После того как электролит залили, следует плавно наклонять аккумулятор из стороны в сторону для полного выхода пузырьков воздуха из банок. Отстаиваем АКБ в течение 2-3 часов. Проверяем уровень электролита и при необходимости доливаем. Проводим подзарядку аккумулятора малыми токами 0,5 – 0,7 А в течение 2 часов.
По возможности следует провести КТЦ (контрольно тренировочный цикл) состоящий в том, что аккумулятор подвергают разрядке до половины ёмкости и снова полностью заряжают.
Для этого к клеммам подключают источник питания, в домашних условиях для этого можно использовать обычные 12 вольные автомобильные лампы накаливания. При этой операции следует контролировать напряжение аккумулятора при разрядке оно не должно падать ниже 10,5 вольт.
После полной зарядки закручиваем заливные пробки и устанавливаем АКБ на автомобиль согласно полярности.
Безопасность
Электролит при попадании на кожу, вызывает химический ожёг, и особенно опасен при попадании на слизистые оболочки и особенно глаза. Если это произошло, то следует немедленно смыть электролит содовым раствором и промыть обильным количеством воды. При попадании его в глаза следует промыть их содовым раствором и большим количеством воды, обратиться в медицинское учреждение.
Возникает вопрос, куда девать раствор серной кислоты, он весьма опасен и наносит природе серьёзный ущерб. Если нет пункта по утилизации, то его можно нейтрализовать пищевой содой. Для этого у 5-ти литровой пластиковой бутылки отрезаем горлышко и на 1/3 заполняем электролитом и добавляем немного соды.
Происходит реакция нейтрализации с обильным выделением пены и тепла. Поэтому данную процедуру следует проводить аккуратно, соду добавлять небольшими партиями и контролировать нагрев ёмкости. После полного прекращения пенообразования образовавшуюся жидкость можно слить в канализацию.
Все работы по замене электролита обязательно следует проводить в защитных очках и резиновых перчатках.
Замена электролита в аккумуляторе
Замена электролита – важная процедура техобслуживания аккумулятора.
Когда аккумулятор автомобиля приходит в непригодность, об этом можно понять по цвету электролита: жидкость становится ярко-рыжей, уменьшив свою плотность. Электролит меняет цвет из-за большего количества окисей и осадков.
Конечно, можно поменять батарею, но что делать, если аккумулятор совсем новый? Нужно провести слив аккумуляторной жидкости и заменить электролит.
Набор вещей, необходимый для замены электролита:
- Резиновые перчатки;
- кусок ткани;
- резиновую грушу;
- электролит;
- небольшую воронку, лейку;
- Зарядное устройство для аккумулятора в 12 В.
Компания 4АКБ-ЮГ является одним из ведущих производителей электротехнического оборудования по югу России. Мы предлагаем инструменты и защитные средства для аккумуляторщиков, а также устройства зарядки аккумулятора.
10 этапов замены электролита в аккумуляторе:
Благодаря замене электролита ваш аккумулятор будет работать дольше и эффективнее.