«Без мотора и руля пассажирская…» – как для колхозников пытались сделать «автобус»

Жизнь колхозников никогда не была легкой: рабочий день от зари до зари, бесконечный круговорот посевная-уборочная-посевная, прерываемый лишь долгожданным отпуском в январе. Добавьте к этому постоянное пребывание «на свежем воздухе» – пыль, дождь, грязь, ветер – и вы получите полную картину. Не удивительно, что периодически предпринимались попытки облегчить работу тружеников села…

В 1975 году очередной прилив такой заботы вылился в создание… грузопассажирского прицепа, получившего незамысловатое название ВНИИСТСХ-1. Размах был серьезный: 10 мест для пассажиров, вместительная платформа на 1600 кг груза, защита поклажи от осадков тентом. В сравнении с привычным тракторным прицепом, в котором обычно и перевозили животноводческие бригады вперемежку с бидонами и мешками с зерном – это был просто рывок вперед!

ВНИИСТСХ-1 был разработан Станово-Колодезьским механическим заводом В/О «Союзсельхозтехника»
ВНИИСТСХ-1 был разработан Станово-Колодезьским механическим заводом В/О «Союзсельхозтехника»

Правда, с визуализацией ВНИИСТСХ-1 заморачиваться никто не стал – просто повторили форму обычного бескапотного грузовика со спальником. Причем сделали это совершенно бездумно, скопировав и наклонное лобовое стекло – ЗАЧЕМ, спрашивается, если аэродинамика при передвижении на буксире у трактора, вообще не нужна? А ведь можно было прямую стеночку сделать, добавив тем самым пространства для пассажиров…

У грузовой платформы откидывался только задний борт, как и у любого другого пикапа. Погрузочная высота – 780 мм.
У грузовой платформы откидывался только задний борт, как и у любого другого пикапа. Погрузочная высота – 780 мм.

Хотя, с пассажирами создатели тоже намудрили. Вероятно, для большей жесткости «салона» вход для пассажиров первого ряда сделали через дверь с левого борта, а те, кто ехал во втором ряду, садились через дверцу справа, открывавшуюся против хода движения. Внутри было предусмотрено освещение и даже имелось четыре вентиляционных люка в потолке. Чтобы добавить хоть какой-то комфорт во время скачек по проселку, на переднюю управляемую ось кроме продольных рессор установили и гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. А для безопасности были предусмотрены пневматические тормоза с запиткой воздуха от тягача.

Предполагалось, что ВНИИСТСХ-1 можно будет буксировать со скоростью 35 км/ч без людей и до 20 км/ч с людьми.

Пять пассажиров ехали лицом по ходу движения, еще пять «путешествовали» задом наперед
Пять пассажиров ехали лицом по ходу движения, еще пять «путешествовали» задом наперед

Так как производство ВНИИСТСХ-1, предполагалось наладить в промышленных масштабах, новинка прошла на Центральной государственной машиноиспытательной станции (ЦМИС) в Солнечногорске полный цикл испытаний, включая замеры шумности, температурного режима и даже герметизации от пыли. На удивление, прицеп показал себя весьма неплохо, соответствуя большинству основных параметров, предъявляемых к данному типу техники. Его КТГ оказался равен 0,94, а КТО – 0,92. Из серьезных неисправностей были отмечены только три поломки коренного листа рессор из-за неудовлетворительного качества металла.

Испытания по опрокидыванию прицепа на склоне крутизной 35°. ВНИИСТСХ-1 не перевернулся даже на 40-градусном склоне
Испытания по опрокидыванию прицепа на склоне крутизной 35°. ВНИИСТСХ-1 не перевернулся даже на 40-градусном склоне

Впрочем, и недочетов в прицепе обнаружилось предостаточно. Вот ключевые из них:

– содержание пыли в кабине выше нормы;

– при закрытых окнах и люках температура в кабине выше нормы;

– вентиляционные люки кабины имеют не скругленные грани, о которые возможно травмирование пассажиров при перевозке по неровностям, а также при посадке и высадке (высота салона составляла всего 1420 мм);

– рукоятки замков дверей кабины не исключают возможность непроизвольного открытия дверей, особенно при перевозках по неровной дороге;

– на заднем сиденье пассажиры располагаются лицом к стенке кабины и имеют ограниченную обзорность. Также не исключена возможность удара лицом о стенку кабины при резком трогании прицепа с места или при езде по неровной дороге.

Кроме того отмечалась невозможность свободного перемещения пассажиров по кабине и ряд вопросов, связанных с соответствием Правилам перевозки пассажиров и ПДД.

Как следствие, было выдано заключение о невозможности испытания прицепа в хозяйственных условиях до устранения всех несоответствий.

Стоит отметить, что по результатам испытаний главный инженер ВНИИСТСХ оставил свое особое мнение, в котором указал, что некоторые из замечаний являются некорректными, часть из них вызвана огрехами сборки, а остальные можно легко устранить. Кроме того он упомянул, что по ряду параметров, в частности по поперечной устойчивости ВНИИСТСХ-1 даже превосходит все известные тракторные прицепы. Однако его предложение выпустить опытную партию в 100 ед. с учетом устранения части замечаний поддержано не было…

А так выглядела сцепка прицепа с трактором ЮМЗ
А так выглядела сцепка прицепа с трактором ЮМЗ
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector