У работника ДПС есть определенные полномочия, которые позволяют выдвигать водителям определенные требования. Но многие забывают, что требования должны быть законные. Мы знаем, что инспектор остановив автовладельца, должен представиться, назвать цель остановки и проверки документов. Некоторых гаишников подобные вопросы от автолюбителей реально раздражают, начинаются взаимный обмен «любезностями», перерастающий в разборки.
Например инспектор требует сесть в патрульку или открыть багажник. Однако мы знаем, что водитель вообще не обязан садиться в патрульный автомобиль, если это только не задержание. А открывать багажник это и вовсе досмотр, где дпсник обязан составить протокол и так далее. Но при этом он не хочет делать ни того ни другого, просто требуя от вас одно и тоже, а то и вовсе грозит некой статьей 19.3 и арестом. Знакомый юрист дал несколько советов как быть в подобной ситуации.
Данная статья 19.3, которую любит упоминать гаишники, находится в КоАП и гласит буквально следующее: неповиновение законным требованиям инспектора. То есть инспектор при любом удобном случае будет заявлять что вы не хотите выполнять его требования. Однако ключевое слово здесь не «требование» а «законное«, как вы могли догадаться.
То есть когда от вас требуют открыть багажник без протокола и свидетелей, в нарушение регламента, а вы ему говорите об этом и отказываетесь открывать, недобросовестные инспектора давят на вас именно 19.3. Что в таком случае предпринять и как действовать: вот пару советов.
- Прежде всего нужно записывать весь диалог на видео камеру. Это самый главный козырь который только может у вас быть. Запись может серьезно пригодиться вам в дальнейшем.
- Общайтесь с инспектором грамотно. Переспросите просит ли он или требует. Просьбу игнорируйте, а требование просите обосновать: на чем оно основано, попросите назвать нормативно-правовой акт, который подтверждает законность его требований.
- Если инспектор к примеру позвал двух свидетелей и при них спрашивает: вы отказываетесь открывать багажник? Вы должны сказать — не отказываюсь, но открою после того как составите протокол досмотра и выполните свои служебные обязанности. Самое главное в том, что от вас не должен звучать категоричный отказ, призывайте сотрудника ДПС к соблюдению приказа МВД.
Теперь самое интересное. Даже если вы понимаете, что сотрудник ДПС не прав, а требования его далеко не законные, суть в том, что законность или незаконность требований может определить суд, а у водитель таких полномочий нет. Вы конечно можете заявить инспектору, мол требования ваши незаконны, но вам может последовать ответ, мол если что-то не нравится, то потом обжалуете действия ДПСника в суде. Только вот какой смысл, если вас вытащили из машины и к примеру продержали сутки за решеткой за якобы неповиновение и сопротивление? Разве что подавать в суд на инспекторов постфактум, чтобы проучить нерадивых гаишников.
Таким образом в чем главная суть? Не в том, чтобы просто закрыться в машине и игнорировать инспектора. Это затея не совсем верная. При условии что у вас записывает видеорегистратор или камера на телефоне, ваша задача это подтвердить в диалоге, что вы действительно не отказываетесь подчиниться законным требованиям, а очень даже «за» выполнить требование.
Но при этом настаиваете на соблюдении правил проведения процедур, например касаемо багажника и досмотра. Если вы понимаете, что «пахнет жареным», открытая агрессия, не ждите пока вас выволокут, а прозванивайте дежурную часть и просите вызвать ответственного, а также знакомых, которые могли бы подъехать и быть потенциальными свидетелями самоуправства и превышения полномочий.
В общем и целом, придерживайтесь спокойного тона общения и прислушайтесь к советам выше. Но если вы не готовы ко всем этим разборкам, то конечно можете подчиниться таким требованиям и уже потом, без всяких последствий обжаловать действия сотрудников ДПС в суде. Есть ли в этом смысл каждый решает для себя сам.