Еще во время обучения в автошколе «курсантам» объясняют, что не стоит слишком долго плестись за грузовым транспортом. Если есть возможность обогнать, лучше сделать это как можно раньше. Из-под колес крупногабаритных автомобилей нередко вылетают камни. В результате оказавшаяся сзади машина получает повреждения.
Что делать, если подобная неприятность все-таки случилась? Можно ли взыскать компенсацию за материальный вред?
ДТП или нет?
Этот вопрос является спорным. Все будет зависеть от того, нарушил ли водитель грузового автомобиля Правила дорожного движения.
Известно, что езда по обочинам запрещена законом. Если камень вылетел из-под колес в результате съезда с асфальтового полотна, вина ляжет на плечи того, кто был за рулем крупногабаритного транспорта. В этом случае происшествие отнесут к ДТП.
Камни и обломки кирпичей могут находиться не только на обочине. Иногда в целях экономии денег и времени дороги засыпают крупным щебнем. Получается дешевое покрытие, которое способно прослужить несколько лет. Даже если такая дорога находится за городом, разгоняться на ней до 90 км/ч по меньшей мере неразумно. В таких местах обычно устанавливают знаки, ограничивающие скорость. Если водитель превысит допустимое значение, ситуация также будет квалифицирована как ДТП.
Пункт 10.1 ПДД гласит, что автомобилист обязан самостоятельно определять безопасную скорость. Он должен вести машину с учетом всех дорожных условий. Поэтому даже если никаких знаков нет, по крупному гравию нужно ехать осторожно. Если очевидно, что водитель грузовика просто был неаккуратен, происшествие также могут расценить как ДТП.
Бывает и по-другому. Грузовой автомобиль проезжает по гравию, и крупный камень застревает между колесных дисков. Машина выезжает на трассу и постепенно разгоняется. На большой скорости тяжелый предмет вылетает и попадает в другое транспортное средство. В этом случае водитель грузовика не будет виновен в случившемся. Он не мог предвидеть этой ситуации, поэтому подобные инциденты не являются ДТП.
Что делать при попадании камня в машину?
Если в машине есть регистратор, который зафиксировал произошедшее, добиться справедливости будет намного проще. По видео можно определить номер транспортного средства, ехавшего впереди. Если же прибора нет, обязательно нужно запомнить регистрационный знак или записать символы на нем.
В большинстве случаев, крупногабаритный транспорт даже не останавливается. Водитель просто уезжает, не подозревая о том, что скрылся с места ДТП. Если очевидно, что водитель грузовика виновен в случившемся, нужно позвонить в полицию и вызвать экипаж ГИБДД.
Личность правонарушителя установят по регистрационному знаку машины. Даже если грузовик скроется, найти его владельца будет несложно. После этого виновника привлекут к административной ответственности. Иногда выясняется, что водитель проживает в другом регионе страны. В таких случаях дело направляется по территориальности, и его доводят до конца сотрудники местного отдела полиции.
Многих автомобилистов больше волнует вопрос компенсации материального ущерба. Полис КАСКОпокрывает любой вред, нанесенный транспортному средству. ОСАГО же предусматривает лишь страхование гражданской ответственности, поэтому в компанию следует обращаться только в том случае, если по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.
Если ПДД не были нарушены
Водитель грузового автомобиля может быть не виноват в том, что произошло. В этом случае подавать в отношении него какие-либо иски бессмысленно.
Иногда виновными признают представителей дорожных организаций. Они обязаны следить за надлежащим состоянием полотна. При проведении ремонтных работ опасные участки дороги должны ограждаться. Кроме того, на обочине устанавливаются знаки, ограничивающие максимальную скорость движения. Если дорожники этого не сделали, ответственность должны понести они.
Камни и крупные фрагменты асфальта нередко оказываются на проезжей части из-за халатности рабочих, осуществляющих ремонт. Иногда подобные предметы не успевают (или не считают нужным) сразу убрать с дороги. У водителя грузового транспортного средства не всегда есть пространство для того, чтобы объехать подобный участок. Если ремонт осуществляется там, где дорога имеет изгиб, он может просто не заметить опасность вовремя.
Исковые требования предъявляются к организациям в том же порядке, что и к частным лицам. Сначала придется узнать, какая компания обслуживает участок дороги, на котором произошла неприятность. Затем составляется заявление, которое направляется в суд.
Предварительно потребуется оценить причиненный ущерб. Для этого проводится независимая экспертиза. Результаты процедуры приобщаются к иску. Обычно с виновной стороны взыскивают как материальный вред, так и понесенные издержки. Поэтому сумму, потраченную на экспертизу, впоследствии возместят.
Исковое заявление направляется в суд, расположенный по месту нахождения организации-ответчика. Сегодня это можно сделать онлайн – через сервис ГАС «Правосудие». Перед этим придется зарегистрироваться на портале «Госуслуги». Предварительно лучше созвониться с секретарем судьи и уточнить, какие именно документы необходимо приобщить к заявлению.
Любую неприятность можно попытаться предотвратить. На гравийных дорогах всегда нужно выдерживать дистанцию до автомобиля, едущего впереди. Полезно будет заиметь привычку обращать внимание на колеса грузовиков. Камень, застрявший между дисками, обычно заметен издалека. Если ПДД позволяют пойти на обгон, нужно сделать это как можно быстрее. Если нет, следует сбавить скорость и немного отстать, чтобы дождаться более подходящего момента.