Купили модный советский мотороллер «Вятка-Электрон» за 9 тысяч рублей

Вы еще не забыли про такой термин, как «мотороллер»? Это по сути тот же современный скутер: компактные размеры, маленькие колеса, почти автомобильная посадка (не надо перебрасывать ногу через раму). Да и ноги в мотороллере ставишь не на две подножки, торчащие по бокам от рамы, а на вполне себе полноценный пол – опять же, как в машине. Вот только мотор в мотороллере значительно превышает тот 50-кубовый рубеж, который позволяет управлять двухколесным транспортным средством без открытой категории «А» в правах. Так что с юридической точки зрения мотороллер – это вполне себе полноценный мотоцикл.

Советские мотороллеры всех мастей
Советские мотороллеры всех мастей

Одним из крупнейших производителей мотороллеров в мире в 1960-е и 1970-е годы являлся Советский Союз. Их тут делали сотнями тысяч в год на двух оборонных заводах: Тульском машиностроительном («Тулица», «Турист», «Муравей») и Вятско-Полянском («Вятка»). Тульские мотороллеры были чуть более тяжелыми и более мощными, но у вятских были свои очень интересные изюминки, о которых я сегодня и расскажу. Ведь буквально пару дней назад мой друг купил под реставрацию вятский мотороллер самой последней модели, 1976 года выпуска – он назывался «Вятка-3-Электрон», поскольку комплектовался электронным бесконтактным зажиганием!

В СССР мотороллер «Вятка-3-Электрон» был не шибко дорогой штуковиной: стоил 270 рублей, то бишь меньше трех зарплат инженера. Во что же обошлась покупка вполне живого, находящегося на полном ходу «Электрона» сейчас? Вы только не удивляйтесь, но дешевле китайского велосипеда!!! Мы отдали за нее продавцу 9 тысяч рублей. Конечно, руки приложить придется. Первым делом потребовалось прожечь и промыть глушитель, в котором накопилось слишком много отложений. Пришлось поменять тросик газа и поискать кое-где в проводке «гуляющие» контакты. Теперь еще нужно отмыть «Вятку» от многолетних грязно-маслянистых отложений, облепивших раму и силовой агрегат снизу. за зиму нужно будет устранить кузовные дефекты и полностью перекрасить мотороллер, который пока что до сих пор находился в заводской краске.

Перевезти «Вятку» из соседнего города на новое место дислокации получилось в пассажирском «Соболе»: она туда свободно поместилась даже поперек салона
Перевезти «Вятку» из соседнего города на новое место дислокации получилось в пассажирском «Соболе»: она туда свободно поместилась даже поперек салона

Первое, чем удивляет «Вятка» на ходу – это тем, какой же у нее плавный ход! Просто лимузин! Подвеска на пружинах и гидравлических амортизаторах легко глотает и кочки, и ямки, и попадающие под колеса камушки. Второй сюрприз – очень низкий уровень шума: «Вятка» работает тише обычных советских мотоциклов.

Обновка, который нынче исполнилось 46 лет. А по дизайну так сразу и не скажешь – вполне сойдет за изделие конца 1980-х
Обновка, который нынче исполнилось 46 лет. А по дизайну так сразу и не скажешь – вполне сойдет за изделие конца 1980-х

Есть свои особенности в управлении. Если на мотоциклах переключение передач обычно производится при помощи ножного рычага, то на «Вятке» – при помощи левой рукоятки руля, от которой протянут тросик к коробке. Рукоятка крутится вместе с рычагом выжима сцепления: от себя – первая передача, обратно на себя – нейтраль, потом вторая и третья передачи. Соответственно, прямо на руле рядом с рукояткой нанесена схема включения передач – ну прямо как на машинах ))

Передачи включаются поворотом левой рукоятки руля
Передачи включаются поворотом левой рукоятки руля

Мотор «Вятки-3-Электрон» за счет того самого электронного зажигания выдавал вполне достойные 7 «лошадей», при этом мог работать на довольно низкооктановом бензине, что облегчало эксплуатацию на селе. Кстати, я недавно убедился, что не все нынешние автомобилисты вообще знают, что подобную мототехнику с двухтактными движками нужно заправлять не просто бензином, а смесью бензина и масла в определенной пропорции. Ну и из других особенностей мотора отмечу, что он имеет принудительное воздушное охлаждение посредством довольно крупного вентилятора.

И раз уж мы заговорили про топливо, просто не могу не сказать про бензобак. У «Вятки» он стоит под сиденьем и представляет собой… переносную канистру. Кончился бензин? Не нужно заморачиваться, в чем принести бензин к мотороллеру: просто легким движением руки снимаете весь бензобак целиком и идете сразу с ним на заправку! Удобно? Офигенно придумано!

Ну и в завершение размещу еще несколько кадров с особенностями «Вятки-3-Электрон»:

Особенность мотороллера, к которой нужно привыкать при маневрировании в стесненном пространстве: крыло у него не поворачивается вместе с колесом!
Особенность мотороллера, к которой нужно привыкать при маневрировании в стесненном пространстве: крыло у него не поворачивается вместе с колесом!

В общем, пока эта «Вятка» выглядит вот так:

Но надеюсь, что уже к следующему лету она станет примерно такой:

Спасибо за внимание!

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector