«Пчелка»: опытный микрогрузовик из Тулы

Автомобильчик на снимках, размещенных в этом посте, называется «Пчелка», а разработан и построен он был в конце 1990-х в стенах Тульского государственного университета по заказу Туламашзавода.

Он должен был стать преемником мотороллеров «Муравей» и имел модульную конструкцию. Всего модулей в нем три. Основной модуль — это несущая рама вместе с независимой задней подвеской и силовым агрегатом (11-сильный тульский дизель ТМЗ-450Д, понижающий редуктор и коробка передач вместе с главной передачей от ВАЗ-2108).

"Пчелка" - не самосвал: кузов откидывался в сторону силами одного человека для удобства проведения ремонта силового агрегата или задней подвески
“Пчелка” – не самосвал: кузов откидывался в сторону силами одного человека для удобства проведения ремонта силового агрегата или задней подвески

Второй модуль — это весь передок машины. В данном образце он состоял из закрытой 2-местной кабины, независимой передней подвески от «Оки» и рулевой рейки от «восьмерки» с оригинальным угловым редуктором. Лобовое стекло с «дворником», панель приборов, рулевую колонку и фары также позаимствовали у «Оки». Заменяя второй модуль, проектом предусматривалась возможность получения модификаций с разной длиной колесной базы (варьировалась от 1,6 до 2 метров), разными кабинами (2- или 4-местные, с посадкой над или за передней осью, с жестким или съемным брезентовым верхом) и даже разными колесными формулами — установив иные нижнюю панель кабины, панель приборов, мотоциклетные переднюю подвеску и руль, «Пчелку» можно было превратить из четырехколесной в трехколесную.

Панель приборов и руль - от серпуховской "Оки"
Панель приборов и руль – от серпуховской “Оки”

Ну, а последний модуль – это различные сменные кузова и навесное оборудование. На опытном образце успели опробовать две бортовые платформы: длинную основную и укороченную, позволяющую установить между ней и кабиной дополнительную лавочку на двух человек. Для обслуживания двигателя, расположенного поперечно в заднем свесе рамы, кузов можно было либо снять совсем, либо откинуть на боковую сторону. Такая конструкция кузова позволила бы легко в будущем превратить машину в микросамосвал. Нужно было только добавить гидронасос и силовой гидроцилиндр. Полезная нагрузка «Пчелки», к слову, составляла без малого полтонны.

Увы, когда проект был готов, осваивать его уже было по сути некому: машиностроительный гигант ТМЗ к тому моменту не смог сохранить рентабельным даже существовавшее мотоциклетное производство. А сама «Пчелка» жива до сих пор – она хранится в ангаре ТулГУ.

Уже больше двадцати лет "Пчелка" так и хранится в Тульском госуниверситете
Уже больше двадцати лет “Пчелка” так и хранится в Тульском госуниверситете

А в качестве постскриптума – несколько плохоньких картинок еще одного микрогрузовика, построенного в ТулГУ в более ранний период времени. Назывался он точно так же «Пчелкой», но имел более простую открытую кабину и карбюраторный мотор с трансмиссией от серийного мотороллера «Муравей».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector