Пять часов на жесткой лавке: что не так с запуском новых пригородных поездов в Крыму

Мне нравится, что делает в Крыму Южная пригородная пассажирская компания. Обновляется подвижной состав, появляются новые маршруты. Однако одно решение меня все же расстроило. Речь идет о замене пригородного плацкарта рельсовыми автобусами.

Расскажу подробнее, о чем речь, и почему это плохо.

Два плацкартных вагона под маневровым тепловозом

В Крыму значительная часть железнодорожных веток – неэлектрифицирована. Когда нет проводов, это большая проблема для организации пригородного сообщения. Электрички уже не пустишь, а других поездов для эксплуатации в формате электричек в России не так много.

До недавнего время проблему в Крыму решали вот как: на неэлектрифицированных маршрутах использовали плацкартные вагоны на тепловозной тяге.

Маневровый тепловоз ЧМЭ3 и два плацкартных вагона. По какому маршруту этот поезд ни шел бы, выглядел он всегда одинаково. В марте 2019 года я проехал по трем маршрутам на таком поезде: Джанкой – Феодосия, Феодосия – Керчь и Керчь – Джанкой.

Что такое пригородный плацкарт? Обычный плацкартный вагон, где нет матрасов и белья, а билеты в который продаются без места. Крымская железная дорога (тогдашний перевозчик) вагоны отремонтировала. Там появились кондиционеры и занавески на окнах, а вот туалет был обычный гравитационный (а-ля дыра в полу).

То, что поезд тащил маневровый тепловоз – чувствовалось. Плавность хода у него все же не та, что у пассажирского.

В плацкартах, кстати, были и традиционный титан, и проводники. Так что хоть поезд был и пригородным, можно было заказать чаю (в пластиковом стаканчике, кажется, за 15 рублей). Или налить в кружку бесплатного кипятка, если кружка с собой.

Людей ездило немного. Что меня удивило: ездили не только на короткие, но и на длинные расстояния.

Длинные расстояния по Крыму – чтоб Вы понимали – это, например, Керчь – Джанкой. Время в пути – около пяти часов.

Мой поезд отправлялся из Керчи в 21:10 и прибывал в Джанкой в 2 ночи. Он есть в расписании и сейчас. Конечно, люди загружались в вагон, проводник приглушал свет, и все ложились спать. Да, белья нет, но складывали под головы куртки и спали. Спали и на других, менее протяженных маршрутах.

«Считала минуты до прибытия, чтобы обнять и расцеловать этих красавцев»

Теперь вместо таких подкидышей, как их называли крымчане, пустили современные рельсовые автобусы РА-3. Понятно, что это более удобный и экономичный вид транспорта. Рельсовый автобус «ест» меньше солярки, чем локомотив. А места, как в электричке, кажутся более цивилизованными, чем плацкартные полки. К тому же, если пассажиров вдруг будет много, там можно и постоять.

РА-3 в заводской окраске в Московской области
РА-3 в заводской окраске в Московской области

В РА-3 есть и кондиционеры, и биотуалеты. Люди радуются появлению современного подвижного состава.

«В Феодосии я живу недалеко от о.п. 113 км. Каждый день до меня доносятся волнующие звуки новёхоньких РА3, пришедших на смену любимым “кукушкам” ЧМЭ3 со старыми плацкартными вагонами. Эти “голоса” не давали мне покоя – они знаменуют новую эпоху железнодорожной жизни Крыма. Я считала минуты до прибытия в Феодосию, чтобы обнять и расцеловать этих красавцев.

Долгожданная встреча состоялась сегодня! И чудом удалось даже заснять торжественное отправление одного из поездов по маршруту Феодосия – Симферополь. С их появлением город будто преобразился. Да, обновили фасад вокзала, но кажется, даже портовые краны стали ярче и будто бы даже дополняют пейзаж», – пишет в инстаграме жительница Феодосии Юлия Иванова.

Радость крымчан от прихода современного подвижного состава можно понять, но проблема в том, что хороши РА-3 только для поездок на короткие расстояния.

Рельсовый автобус РА-3. Фото: ЮППК
Рельсовый автобус РА-3. Фото: ЮППК

Внутри РА-3 сиденья, как в обычной электричке. Даже я, при всей моей любви к поездам, если бы мне нужно было поехать из Керчи в Джанкой, РА-3 для сидения в течение пяти часов не выбрал бы. А ведь один из рейсов Джанкой – Керчь имеет продолжительность 5 часов 35 минут!

Другой – сугубо ночной – пошустрее, он уходит из Джанкоя в три ночи и прибывает в Керчь в 7:15 утра. Тоже, согласитесь, в спальном вагоне провести это время было бы приятнее.

В России все еще остается немало пригородных маршрутов, которые обслуживаются плацкартными вагонами на тепловозной тяге. Для некоторых из них закупаются новые плацкартные вагоны с кондиционером и биотуалетом.

Я понимаю желание ЮППК и местных властей обеспечить Крым современным подвижным составом и сэкономить на обслуживании не самых выгодных маршрутов. Понимаю и то, что далеко не все пассажиры проезжают маршрут целиком (но, поверьте мне, тех, кто едет больше двух часов, – немало).

***

В целом же, ЮППК заметно преобразило лицо крымских пригородных перевозок. Появились экспрессы Севастополь – Симферополь – Евпатория, Симферополь – Феодосия (тот же РА-3 проходит этот маршрут за 4-4,5 часа), Керчь – Анапа (через Крымский мост), значительно изменено расписание, появились согласованные пригородные поезда.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector