Основным драйвером спроса на российском авторынке в сентябре был утилизационный сбор, ставки на который повысились с 1 октября. Ключевая ставка же перестала быть фактором, сдерживающим спрос. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Согласно его прогнозу, по итогам 2024 года в России будет продано примерно 1,6 млн автомобилей. Основным фактором также будет утилизационный сбор, который снова повысится с января 2025 года.
«Внешние факторы диктуют условия ведения бизнеса и поведения клиентов. Много пабликов разогрели покупателей новостью о том, что в октябре, после повышения утильсбора, стоимость автомобиля будет существенно выше. В итоге покупатели начали более активно совершать сделки в сентябре. Другой важный фактор – прогноз роста ставки Банка России. Логика покупателей была основана на том, что инфляция за 2 года будет существенно выше, чем стоимость кредитов и после двух лет эксплуатации можно будет продать свой автомобиль дороже, чем он стоил ранее, и даже покрыть расходы на выплату кредитов. Это все привело к росту продаж в сентябре. Отчасти программы импортеров, стимулирующие спрос, дали толчок для роста продаж, но они больше стимулировали смещение спроса с автомобилей с пробегом в сторону новых», — комментирует генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.
По его оценкам, продажи октября будут осуществляться из «старых» запасов и будут на уровне 150 тысяч автомобилей. В ноябре объем продаж будет аналогичен сентябрю и октябрю, а вот декабрь пока под вопросом – с учетом истощения бюджетов импортеров на поддержку спроса у них будет выбор продолжить стимулирование рынка или наоборот закрыть бюджет и оставить его на поддержку в январе и феврале, когда на рынке действительно будет сезонное снижение спроса.
«Сокращение продаж в октябре, по нашим оценкам, может составить до 10% от результатов сентября. Однако есть сформированное ожидание рынка, что спрос может быть компенсирован сезональностью. Осень – это традиционно пора увеличивающихся продаж», — резюмирует директор департамента продаж новых автомобилей ГК «РОЛЬФ» Николай Иванов.
Фото: АВТОСТАТ