С начала года общий объем стоков коммерческой техники вырос примерно на 15 – 20% и продолжает увеличиваться. Об этом агентству «АВТОСТАТ» рассказал руководитель отдела по реализации изъятого имущества ГК «Интерлизинг» Владислав Белогрудов в преддверии конференции ComAuto, которая пройдет в рамках форума автобизнеса «CarXL – 2025» 28 октября в Москве.
По его словам, на сегодняшний день объем стоков в России превышает 80 тысяч коммерческих автомобилей. «Основной причиной роста является высокая дебиторская задолженность клиентов. Факторами, которые привели к этому, стали санкционное давление, препятствующее заключению контрактов и заказам, а также отсутствие доступных кредитных средств для пополнения оборотных средств. Динамика изъятий коммерческой техники растет ежемесячно, и, по прогнозам, эта тенденция сохранится до 2026 года», — комментирует Владислав Белогрудов.
Как говорит управляющий директор «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов, ситуация со стоками обусловлена текущими экономическими условиями. Основной объем всех совершаемых сделок пришелся на грузовые автоперевозки и такси. Значительное влияние на рынок оказало замедление строительной отрасли, параллельно произошло существенное снижение объемов логистических операций. Совокупность этих факторов привела к увеличению стоков.
«Полагаем, что в течение 2026 года рынок может сохранить текущие показатели по изъятиям. Основными причинами этого будут текущая экономическая ситуация и тот факт, что сейчас эксплуатация техники происходит в меньшем объеме, поэтому нет острой необходимости в ее замене, что будет сдерживать спрос», — констатирует Максим Агаджанов.
В свою очередь, первый заместитель генерального директора ЛК «Европлан» Илья Ноготков считает, что фактором снижения изъятий автомобилей у клиентов лизинговых компаний может стать улучшение денежно-кредитной политики – снижение ключевой ставки до уровня 12% и ниже. Это приведет к удешевлению заемных средств, улучшению ликвидности и денежного потока у малого и среднего бизнеса, что позволит снизить число просрочек. В результате уменьшится количество возвратов автомобилей в стоки лизинговых компаний.
По словам руководителя управления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александра Корнева, для сокращения стоков лизинговые компании сейчас задействуют все возможные каналы и инструменты. Продажи изъятой техники в целом по рынку растут: в ситуации повышения цен под влиянием увеличения ключевой ставки Центробанка и утилизационного сбора подержанную технику стали чаще брать в лизинг из-за ее более низкой стоимости по сравнению с новой. При этом разные лизинговые компании делают акценты на разные каналы продаж, единой картины нет, для одних ключевой канал – это повторный лизинг, для других – продажи через классифайды и т.д.
«Всем нужно заниматься своим делом: дилерам – продавать и обслуживать технику, лизинговым компаниям – финансировать такие продажи. Если ЛК заберут в свои руки продажу «изъятки» (традиционное поле деятельности дилеров), то за это время проводящие каналы сбыта грузовиков, запчастей и сервиса будут деградировать, отмирать. А когда на рынке появится новый спрос, то удовлетворить его будет уже некому», — рассуждает руководитель проекта «Институт Развития Транспорта» Вадим Зейферт.
О том, какова марочная структура стоков коммерческих автомобилей, находящихся на складах лизинговых компаний, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ