Китайская компания-стартап, ведущая деятельность в области производства электромобилей, Aiways расширяет географию продаж в Европе, где в 2020 году ею было продано больше электромобилей, чем в Китае. Она стала осуществлять эту стратегию с момента своего основания в 2017 году, стремясь к развитию бизнеса за пределами «Поднебесной», где существует жестокая конкуренция.
В январе 2021 года, шанхайский производитель электромобилей заключил сделки с местными компаниями-партнерами из Франции и Бельгии на предмет дистрибуции своего флагманского среднеразмерного внедорожника — U5.
Этому решению предшествовали, ранее заключенные им, сделки в Германии и Нидерландах, а именно в прошлом году, целью которых являлось удовлетворение хотя бы части растущего спроса на электромобили в Европе. В 2020 году, продажи электрокаров в Европе выросли на рекордные 137% до 1.39 млн. транспортных средств. Количество же проданных электромобилей на континенте превысило количество проданных электрокаров в Китае, где было реализовано 1.36 млн. электрифицированных транспортных средств, что на 11% больше, чем в 2019 году.
«Мы с надеждой рассчитываем на расширение каналов розничной торговли в Китае», — говорит соучредитель и председатель Aiways Самуэль Фу. «В Европе, также планируется выход на рынки большего количества стран».
Модель U5 была запущена в конце 2019 года, опередив два других внедорожника: U6ion и U7ion. В Aiways говорят, что им в 2020 году удалось реализовать более 1500 автомобилей в Китае и экспортировать еще 1000, в основном в Европу.
Несмотря на пандемию COVID-19, Европа стала лидером глобального роста в сегменте электромобилей, чему способствовали государственные субсидии, направленные на уменьшение выбросов углерода, тотальная агрессивная реклама и более жесткая конкуренция между автопроизводителями за долю на рынке.
Китай же снова привлек к себе внимание электромобилестроителей, и не в последнюю очередь потому, что это крупнейший рынок в мире. Так, такие технологические компании, как «Хуавей Технолоджис», «Алибаба Груп» и «Фоксконн» в течение последних месяцев вступили в борьбу за долю на рынке, заключив партнерские отношения в области производства электромобилей в стране с традиционными автопроизводителями.
Вместе с американской корпорацией «Тесла» и такими китайскими стартапами, как «Нио», «Экспенг» и «Ли Ото», продажи электромобилей в «Поднебесной» могут достичь 6 млн. единиц, или 20% автомобильного рынка (в целом) в 2025 году.
Завод Aiways в провинции Цзянси имеет мощность 150 000 электромобилей в год. Объект явно является недозагруженным предприятием, учитывая, что в прошлом году китайская компания продала менее 5000 транспортных средств.
В прошлом месяце, стартап привлек более 27 млн. юаней от инвесторов, включая службу совместного использования автомобилей «Диди Чусин». В результате вложений в его капитал размер оплаченного пая Aiways увеличился до 828 млн. юаней.
Стартап, основанный Фу, являющимся бывшим главой компании «Вольво Карс Чайна» и Гу Фэном — бывшим финансовым директором «САИК Мотор», в качестве одного из сотен китайских недавно созданных предприятий, ведущих деятельность в области электромобилестроения, получил 1.2 млрд. юаней от инвестора-мецената «Тенцент» в 2016 году и еще 1 млрд. юаней в 2019 году от фонда «Минчи», поддерживаемого властями провинции Цзянси.
Он также владеет заводом по производству метанольных топливных элементов в провинции Шаньси, производительность которого составляет 80 000 единиц продукции в год. В Aiways говорят, что их компания планирует заняться производством транспортных средств, оснащенных топливными элементами, уже в 2022 году в еще только зарождающемся подсекторе рынка, который, в значительной степени, будет зависеть от инфраструктуры и норм, установленных государством.
В этом году, стартап намеревается начать котироваться на шанхайской бирже. «Чтобы иметь возможность производить автомобили для массового рынка, вы должны иметь капитализацию намного выше отметки в 2 млрд. USD», — утверждают китайские аналитики.
«Многие китайские технологические гиганты обладают опытом работы с пользователями, что является чем-то новым, чему автопроизводители, такие, как например, Aiways, могут поучиться», — сказал Самуэль Фу. «Мы не исключаем возможности сотрудничества с ними в будущем».
Чтобы дистанцироваться от других электромобильных стартапов, Aiways ориентируется на европейские стандарты безопасности. Его первая модель, U5, оснащена многими европейскими технологиями, включая систему усилителя руля, которую производит немецкая компания «Роберт Бош».
Александр Клозе, главный управляющий европейского отделения китайского стартапа, верит в перспективы компании, несмотря на ее скудный зарубежный опыт. По его словам, европейский рынок автомобилей с ДВС очень развит. Клозе говорит, что у Aiways имеются возможности на континенте, потому что пока там еще почти нет хорошо-зарекомендовавших себя брендов электромобилей.
Отчасти это может быть правдой с точки зрения стартапа. Однако, компании-производители традиционных автомобилей, в том числе концерн «Фольксваген», поднимают ставки, начав собирать электромобили, что делает регион «орешком не по зубам» для новичков. Так, стартап «Байтон» — китайский партнер Aiways, уже в значительной степени прекратил свою деятельность в Европе.
А в Китае, сектор электромобилей процветает благодаря сильной государственной поддержке, заключающейся, в частности, в прямом финансировании и строительстве зарядных станций, что, по некоторым оценкам, является привлекательным для более чем 500 игроков. Тем не менее, электромобильная промышленность столкнулась с проблемой, связанной с постепенной отменой субсидий.
«Переполненный рынок электромобилей почти наверняка вытеснит более мелких игроков с него, не имеющих конкурентных преимуществ», — считают китайские аналитики.