Григорий Григорьевич Мясоедов — один из самых известных русских художников 19-го века. Рьяный сторонник реализма, один из отцов-основателей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок, он считал основной своей задачей максимально точное отображение действительности в живописи. Главной тематикой творчества Мясоедова стала жизнь крестьянства.
Передвижники исповедовали так называемое «живое» искусство, противопоставленное строгим постулатам академизма. Присущий картинам передвижников натурализм в определенной степени шокировал публику, привыкшую к студийным портретам вельмож, пейзажным и морским картинам.
Одной из самых скандальных и революционных картин Мясоедова стало полотно «Смотрины невесты». Пожалуй, впервые в истории русского искусства перед удивленными (очарованными, возмущенными etc.) зрителями предстала полностью обнаженная девушка.
Во второй половине 19-го века на нестабильном предреволюционном фоне в России возник огромный интерес к древней истории нашей страны, к старине, язычеству, легендам и преданиям. Не обошел эту тему стороной и Мясоедов, написавший несколько картин, посвященных обрядам древней Руси. Один из таких обрядов — смотрины невесты.
На картине мы видим светлую горницу с большим окном и высокими потолками. В центре на деревянном полу стоит обнаженная девушка. Ее глаза стыдливо опущены, белоснежная рубаха, сарафан и пояс лежат на полу у нее под ногами. Густые волосы золотистого цвета заплетены в косу и спускаются вдоль спины девушки. Бьющий в окно свет освещает тело русской красавицы — ее кожа словно сияет.
На скамье перед девушкой, прямо под окном (чтобы лучше было видно) сидят две богато одетые по тем временам женщины. Их многослойное одеяние вступает в диссонанс с обнаженной фигурой.
Эти две женщины — родственницы жениха. Они прибыли «посмотреть на невесту». Две свахи, тоже одетые так, будто на улице холодно, вовсю расхваливают невесту.
«Посмотрите, какая роскошная грудь, — будто бы говорит одна. — Такой грудью легко вскормить и семь детей».
«А бедра! Какие бедра широкие, — вторит другая. — С такими бедрами можно и десять детей родить!».
Родственницы весьма придирчиво и пристально смотрят на девушку. Одна даже подперла рукой подбородок. Выбрать невесту знатному жениху — задача не простая, ошибиться нельзя. Девушка должна быть красивой, здоровой, безо всяких внешних изъянов.
Рядом с родственницами — мать девушки. Она очень волнуется и даже подалась вперед, как бы стремясь броситься к своему чаду, одеть ее, обнять. Ее успокаивает ласковым жестом сидящая рядом женщина — возможно, сестра невесты.
Любопытная служанка подсматривает из-за дверного проема, другая сидит неподалеку на лавочке — ее задача помочь девушке одеться, когда смотрины будут завершены.
Картина оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, светлая горница, яркие наряды женщин, поразительный по красоте и чистоте образ невесты настраивают на положительный, почти торжественный лад, и волнительное ожидание предстоящей свадьбы передается зрителю. С другой стороны, современный человек не может не чувствовать унизительности этого обряда. Девушку смотрят, как лошадь на базаре, досконально изучая «особенности» ее тела.
Впрочем, судите сами. Вот она, эта картина.