Смотрины невесты. Что за безумие происходит на знаменитой картине Мясоедова?

Григорий Григорьевич Мясоедов – один из самых известных русских художников 19-го века. Рьяный сторонник реализма, один из отцов-основателей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок, он считал основной своей задачей максимально точное отображение действительности в живописи. Главной тематикой творчества Мясоедова стала жизнь крестьянства.

Передвижники исповедовали так называемое “живое” искусство, противопоставленное строгим постулатам академизма. Присущий картинам передвижников натурализм в определенной степени шокировал публику, привыкшую к студийным портретам вельмож, пейзажным и морским картинам.

Одной из самых скандальных и революционных картин Мясоедова стало полотно “Смотрины невесты”. Пожалуй, впервые в истории русского искусства перед удивленными (очарованными, возмущенными etc.) зрителями предстала полностью обнаженная девушка.

Во второй половине 19-го века на нестабильном предреволюционном фоне в России возник огромный интерес к древней истории нашей страны, к старине, язычеству, легендам и преданиям. Не обошел эту тему стороной и Мясоедов, написавший несколько картин, посвященных обрядам древней Руси. Один из таких обрядов – смотрины невесты.

На картине мы видим светлую горницу с большим окном и высокими потолками. В центре на деревянном полу стоит обнаженная девушка. Ее глаза стыдливо опущены, белоснежная рубаха, сарафан и пояс лежат на полу у нее под ногами. Густые волосы золотистого цвета заплетены в косу и спускаются вдоль спины девушки. Бьющий в окно свет освещает тело русской красавицы – ее кожа словно сияет.

На скамье перед девушкой, прямо под окном (чтобы лучше было видно) сидят две богато одетые по тем временам женщины. Их многослойное одеяние вступает в диссонанс с обнаженной фигурой.

Эти две женщины – родственницы жениха. Они прибыли “посмотреть на невесту”. Две свахи, тоже одетые так, будто на улице холодно, вовсю расхваливают невесту.

“Посмотрите, какая роскошная грудь, – будто бы говорит одна. – Такой грудью легко вскормить и семь детей”.

“А бедра! Какие бедра широкие, – вторит другая. – С такими бедрами можно и десять детей родить!”.

Родственницы весьма придирчиво и пристально смотрят на девушку. Одна даже подперла рукой подбородок. Выбрать невесту знатному жениху – задача не простая, ошибиться нельзя. Девушка должна быть красивой, здоровой, безо всяких внешних изъянов.

Рядом с родственницами – мать девушки. Она очень волнуется и даже подалась вперед, как бы стремясь броситься к своему чаду, одеть ее, обнять. Ее успокаивает ласковым жестом сидящая рядом женщина – возможно, сестра невесты.

Любопытная служанка подсматривает из-за дверного проема, другая сидит неподалеку на лавочке – ее задача помочь девушке одеться, когда смотрины будут завершены.

Картина оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, светлая горница, яркие наряды женщин, поразительный по красоте и чистоте образ невесты настраивают на положительный, почти торжественный лад, и волнительное ожидание предстоящей свадьбы передается зрителю. С другой стороны, современный человек не может не чувствовать унизительности этого обряда. Девушку смотрят, как лошадь на базаре, досконально изучая “особенности” ее тела.

Впрочем, судите сами. Вот она, эта картина.

Г. Г. Мясоедов. "Смотрины невесты".
Г. Г. Мясоедов. “Смотрины невесты”.
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector