В такси пространство вокруг человека сужается. Он чувствует себя надёжно ограждённым от улицы. Эта иллюзия даёт пассажиру возможность снять маску, которую он надевает, выходя из дома.
В тесном пространстве салона такси людям кажется, что они одни. Здесь все расслабляются: спят, дерутся, занимаются любовью, читают биржевые сводки, напиваются, вынашивают планы покорения мира… Кто-то не замечает присутствия таксиста, другие охотно и откровенно общаются с ним, предполагая, что видят его в первый и последний раз.
Райан Вайдеман, нью-йоркский уличный фотограф и по совместительству водитель такси, как никто другой увидел и раскрыл эту тему в своих работах.
Райан Вайдеман приехал покорять Нью-Йорк в 1980 году. Он закончил колледж искусств в Калифорнии, и за его плечами было много талантливых работ. Уже имелся свой уникальный стиль, сформированный под влиянием Марка Коэна и Ли Фридлендера.
Он мечтал фотографировать в чёрно-белой гамме на улицах города, как Коэн, и для этого переехал на восточное побережье из ярко-разноцветной солнечной Калифорнии.
Но через месяц Вайдеман столкнулся с трудностями: работа новичка в уличной фотографии пока не давала ему возможности оплачивать квартиру. Сосед, который работал в такси, помог ему, и вскоре Вайдеман сам сел за руль.
Вайдеман стал водить просторное старое такси, которыми были тогда полны улицы города. Он возил пассажиров с 17 часов и до 5 утра. Вначале ему хотелось фотографировать всех, кто садился в его салон. Но позже он научился отбирать самых интересных персонажей. Сначала он вежливо спрашивал разрешения у объектов съёмки. Но в какой-то момент он просто начал ставить их в известность: «Не двигаться, я фотограф!». И следующие несколько лет снимал пассажиров.
Как художник, он сразу понял, что попал на золотую жилу. Нигде больше он не мог бы встретить такого огромного разнообразия лиц, как в такси Нью-Йорка 80-х и 90-х годов. Этот бесконечный поток лиц зачаровывал и вдохновлял его.
Конечно, в этом человеческом море попадались и знаменитости. Однажды он подвёз поэта Аллена Гинзберга. На квитанции за такси тот написал небольшой текст-автограф, который вместе со снимком сейчас находится в музее Бруклина.
За двадцать лет работы Вайдеман снял огромное количество чёрно-белых фотографий, лучшие из которых вошли в альбом «Моё такси», переизданный несколько раз.