Чем шофёр отличается от водителя

фото: Леонид Гугалев, club.photo-element.ru
фото: Леонид Гугалев, club.photo-element.ru

Многие сегодня не увидят разницы между словами, но формально она есть. Хотя в современных словарях слово “шофёр” вообще исчезло или является устаревшим синонимом слова “водитель”. Но на самом деле разница есть и это весьма интересно.

Начнем со слова “шофёр”. Оно пришло в русский язык из французского (поэтому, кстати, у этого слова постоянное ударение на второй слог: шофёры, шофёров и так далее). Chauffeur в дословном переводе с французского означает “кочегар”, “истопник”. Так раньше называли людей, которые подкидывали дрова и уголь в топку паровозов в XIX веке.

Затем так начали называть тех, кто управлял локомотивом, а потом когда стали появляться первые автомобили, чтобы не придумывать новое слово, так начали называть и тех, кто управлял автомобилем.

К слову сказать, раньше управление автомобилем было довольно грязным делом. Не было никаких электрических стартеров, все время приходилось что-то подкручивать, подмазывать и так далее. СТО тоже не было, так что обслуживанием и ремонтом занимался тот же человек, что и водил машину.

В послевоенное время в СССР началась активная автомобилизация. На дорогах стали появляться не только грузовые и правительственные машины, но и обычные легковые. А вместе с ними механики и СТО, на которых занимались обслуживанием машин. В это же время стали появляться водители.

Вообще, если окунуться в происхождение слова “водитель”, оно дословно означает “человек, указывающий путь кому-нибудь”. По сути, водитель – тот, кто водит, провожает.

Теперь, когда понятны корни обоих слов, становится понятна и разница. Водитель – этот тот, кто может только лишь управлять автомобилем, автобусом. А шофёр – это человек, который не только может ездить на машине, но и способен сам починить и обслужить её.

В СССР, например, шофёрами называли профессиональных водителей. Они могли сами мотор перебрать, коробку, понять в чем проблема и так далее. Часто шофёры не доверяли свои машины даже механикам.

Удостоверение шофёра первого класса СССР. Фото: nashiavto.ucoz.ru
Удостоверение шофёра первого класса СССР. Фото: nashiavto.ucoz.ru

Однако сейчас настоящих шофёров всё меньше и меньше, и все больше и больше водителей. Даже среди профессионалов, которые работают таксистами, в автобусных парках или грузовых транспортных компаниях настоящих шофёров почти не осталось. А раз не осталось шофёров, то и слово это скоро забудется, останутся только водители.

P.S. Я написал книгу (позиционирую её как детскую, для мальчишек лет 10 и старше, но и взрослым интересно почитать), она как раз составлена из таких небольших интересных статей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector