Чтобы ехать вперед, надо включить заднюю передачу. Уникальный Урал-4320

Грузовики на комбинированном ходу, способные передвигаться как по обычным дорогам, так и по железнодорожным рельсам, известны уже давно.

Обычно это выглядит так: автомобиль заезжает на железнодорожные пути, опускает направляющие катки спереди и сзади, и продолжает движение по рельсам. Причем ведущие колеса находятся на железнодорожных рельсах и выполняют свою прямую обязанность.

Фото: pzaku.net
Фото: pzaku.net

Всё вроде бы здорово, но у такой системы есть один минус. Заключается он в том, что ширина железнодорожной колеи намного уже, чем колея большинства грузовиков.

Давайте возьмем конкретный пример. Перед вами Урал-4320. Колея его передних и задних колес составляет ровно 2000 мм. При этом ширина железнодорожной колеи в нашей стране всего 1520 мм.

Выход нашли военные, которые разработали крайне оригинальную систему комбинированного хода для Урала. Подробно её можно рассмотреть на снимке Константина Удовиченко, который он опубликовал во время своего посещения 857-го учебного центра ЖД войск РФ.

Фото: Константин Удовиченко | otrip.ru
Фото: Константин Удовиченко | otrip.ru

Грузовики оснащают дополнительными тележками, которые могут подниматься и опускаться при помощи гидравлики. Они имеют собственную пружинную подвеску, которая должна гасить удары от проезда стыков между рельсами.

Но самое интересное – это способ передачи крутящего момента

Итак, после того, как гидравлические тележки опущены, колеса грузовика оказываются в нескольких сантиметрах над рельсами. Они опираются на специальные ребристые катки, который, в свою очередь, являются единой деталью с железнодорожными колесами.

Они нужны для того, чтобы передавать крутящие момент с ведущих колес грузовика на железнодорожные тележки.

Вам может показаться, что ребристые катки опираются на рельсы. но это не так. Они находится по внешним сторонам от рельс и не касаются их.

Фото: pzaku.net
Фото: pzaku.net

Еще один неочевидный момент

Если вы учились в школе хотя бы на 4ку, то должны немного разбираться в физике и уже самостоятельно догадаться, о чём я хочу сейчас рассказать.

Чтобы двигаться вперед железнодорожные катки должны крутиться против часовой стрелки. Но соприкасающиеся с ним колеса грузовика в таком случае должны вращаться по часовой.

“Ну и че ты нас тут грузишь?” – спросите вы. Я веду к тому, что для движения вперед водитель должен включить… заднюю передачу.

Как мы знаем, на задней передаче грузовики не могут двигаться быстро. По передаточному числу задняя передача практически соответствует передней (5,30 для ЗХ, 5,62 для 1-ой).

Вряд ли вы сможете разогнаться быстрее 10-15 км/ч на задней передаче. Но из-за разности диаметров колес и железнодорожных катков, Уралы по рельсам могут передвигаться со скоростью 40-50 км/ч. На задней передаче!

Кстати, на комбинированный ход ставят не только грузовики, но даже трактора К-150. Скорее всего, тут используется какой-то механизм, блокирующий шарнир в нейтральном положении. Представляете, что может произойти, если водитель случайно повернет рулевое колесо, когда трактор будет тянуть за собой железнодорожные вагоны?

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector