«Колхида» из Кутаиси – лучший советский грузовик

В какую статью о тягачах КАЗ ни глянь – везде авторы пытаются «пнуть» эту машину посильнее, соревнуясь в язвительности. Читатели в комментариях обычно отвечают на той же волне – «Подгорный тягач – только чай с горы возить», «Запорожец не машина, а Колхида не тягач» и т.д. Честно говоря, меня всегда такой подход очень удивлял. Особенно по той причине, что 99% злобных комментаторов на тягачах КАЗ не то что не работали, но даже внутри никогда не сидели. У меня о «Колхиде» есть особое мнение: в свое время это был один из лучших советских грузовиков. И эту свою позицию я вполне могу обосновать.

Вы помните, в каком году начали выпускаться «Колхиды»? В 1961-м. Тогда львиную долю междугородных автомобильных перевозок приходилось совершать на грузовиках ГАЗ-51, ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Сходите в музей, попробуйте присесть в кабину любого из них и почувствовать себя его водителем. Ну, как, удобно? Удобно сидеть на нерегулируемом «стульчике» с впивающимися в зад железными пружинами? Низкий потолок не жмет? А для левого локтя место нашли? Тесновато, правда? Хочется его в окошко высунуть. А уж какая «великолепная» обзорность через эти окна-амбразуры! Надо, наверное, добавить пару фотографий интерьеров этих машин для лучшей визуализации образа:

Еще напомню, что у подавляющего большинства советских грузовиков, что еще ездили тогда по нашим дорогам, в кабине не было отопителя. Вообще никакого. Эта «радость» стала понемногу появляться на наших грузовиках лишь с середины 1950-х, и то не на всех и не сразу. А теперь попробуйте представить, как вы, в доску вымотанный за целый день в дороге, в ватных штанах, телогрейке, валенках и шапке-ушанке, будете ночевать зимой вот в этой тесной ледяной кабине. Вот на этих сидушках в обнимку с рычагом коробки и «ручником». Нравится? Мне – нет. Но это была ЕЖЕДНЕВНАЯ реальность десятков тысяч советских шоферов того времени. И тут вдруг появляется ОНА.

Да, вот именно ОНА. «Колхида». С просторной кабиной, которая не жмет тебе потолком на голову. С индивидуальным креслом водителя, у которого даже было подобие боковой поддержки! С большой площадью остекления и отсутствием длинного «шнобеля» перед кабиной. Обзор – прекрасный, все вокруг, как на ладони. И самое главное – СПАЛЬНИК, где можно вытянуться в полный рост. Это ведь была поистине царская роскошь по меркам того времени.

Интерьер КАЗ-606
Интерьер КАЗ-606

Можно и другие достоинства припомнить. Например, прекрасную маневренность, обусловленную короткой колесной базой. Ее радиус поворота составлял всего 6 метров! Лишь чуть-чуть больше, чем у легковой «Волги»! Или большой запас хода: у машины ведь изначально было сразу два топливных бака. Думаю, не надо отдельно пояснять, какое это серьезное подспорье при той «обширной» сети АЗС. А плавность хода – это важно? Еще как! Несмотря на бескапотную компоновку, «Колхида» в этом отношении была неплоха, имея удлиненные передние рессоры и телескопические амортизаторы. Напомню, что те же грузовики ЗИС-150, например, амортизаторов вообще не имели, а на ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 стояли малоэффективные рычажные амортизаторы.

Я наперед знаю, что сейчас скажут те самые так называемые «злобные комментаторы». Они скажут, мол, что толку от этой кабины, если машина с завода своим ходом выехать не могла – разваливалась. Мужики, вот давайте честно и откровенно. В то время НИ ОДИН советский грузовик, только что собранный на автозаводе, не был способен сразу выйти в рейс. Какой бы марки этот автомобиль не был, его сначала нужно было весь «разобрать», а потом заново собрать, проконтролировав затяжку каждой гайки, герметичность каждой магистрали и наличие смазки в каждом узле. И в этой связи абсолютно неважно, 50-60 дефектов имел автомобиль с завода (как ГАЗ, ЗИЛ или какой-нибудь МАЗ) или 80-90 дефектов, как КАЗ или ЕрАЗ: перечень и трудоемкость «подготовительных» работ на автобазе не отличались ни для тех, ни для других.

Да, выбранная компоновка наделила КАЗы неважной курсовой устойчивостью и посредственной проходимостью. Но тут снова давайте на чистоту: в Союзе чуть не половина грузовиков работала с люфтом на руле в десятки градусов. И «курсовая НЕустойчивость» при этом у них получалась еще хуже, чем у ухоженной «Колхиды». А про проходимость – ну, тут ведь никто и не собирался проектировать вездеход. КАЗы сразу, изначально проектировали в расчете на эксплуатацию только на дорогах с твердым покрытием. И требовать от «Колхиды» такой же проходимости как у ГАЗ-51, по меньшей мере глупо.

Так что спасибо конструкторам Кутаисского автозавода! Вы честно пытались облегчить жизнь советским шоферам, насколько это было в ваших силах. Я, кажется, понимаю, кто ненавидел тягачи марки «Колхида» больше всех. Их ненавидели те водители, которых за пьянку или иные нарушения трудовой дисциплины пересаживали на «ничейный» КАЗ из-под забора. Это ж его надо ремонтировать, доводить до ума… Нафиг надо! Проще ведь ездить как-нибудь и трубить всем и каждому, какое фуфло эта «Колхида». Однако почему-то многие другие водители, бессменно отработавшие на «Колхиде» по десятку лет и более, вспоминают о них с теплотой. И в первую очередь – за ту самую кабину, в которой можно было нормально отдохнуть после рейса.

Вот этот водитель к своей "Колхиде" относился с большим уважением!
Вот этот водитель к своей “Колхиде” относился с большим уважением!
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector