По последним данным в апреле 2020 года выдано на 84% меньше автокредитов на покупку новых автомобилей, чем в апреле 2019 года. Оно и понятно: мало кто сейчас озабочен покупкой нового автомобиля. Да и подержанного, к слову, тоже (на подержанные автомобили автокредитов выдано на 71% меньше). Автомобильный рынок что первичный, что вторичный, фактически в спячке. И я бы не стал говорить о том, что после того как меры самоизоляции ослабят и отменят вовсе, продажи машин резко пойдут вверх.
Не пойдут. Точнее пойдут, но точно не резко. Восстановление спроса можно будет ждать в лучшем случае к лету следующего года. Об этом как бы намекают ситуации в Китае и Германии, где жизнь уже фактически вернулась в нормальное русло. Треть дилерских центров не открылась, оставшиеся дилеры и автопроизводители придумывают акции и спецпредложения на небывалых условиях, лишь бы люди покупали машины. Государство просит граждан тратить деньги на машины и одновременно оказывает финансовую помощь компаниям. Но всё бестолку — люди не хотят тратить деньги на машину, потому что не понятно, что будет дальше. А у некоторых вообще нечего тратить, хоть самому иди побирайся.
Отсутствие продаж новых автомобилей тянет за собой цепочку неприятностей. Автомобильные заводы и рады бы работать, да только склады уже переполнены, машины девать некуда. В итоге многие конвейеры останавливались не только в апреле по указу Президента, но и потом.
Кто-то работает на четверть мощности, кто-то на треть. Где-то работает всего одна смена из трех. Где-то работают три смены, но только по три дня в неделю.
И это касается не только главных конвейеров. Автомобильная промышленность — это огромная связка предприятий. По всей России стоят десятки заводов автомобильных компонентов: шин, пластмасс, приборов, фильтров, светотехники и так далее. Десятки и сотни тысяч людей без работы. И хотя пока что большинству зарплаты платят, долго это продолжаться не может, потому что никто деньги не печатает и никому их не раздают.
Будут либо массовые сокращения, либо людей будут отправлять в добровольно-принудительные отпуска, либо будут сокращать рабочую неделю и следовательно зарплаты.
Оптимизма нет ни у кого. Уже сейчас руководства заводов готовятся к тому, что летом вновь придется останавливаться или работать по сокращенному графику. Предупреждают об этом рабочих, чтобы те понимали. что никаких крупных покупок планировать не следует и вообще надо затянуть пояса потуже.
И в этой ситуации даже не получится поругать директоров заводов, у них у самих нет выхода. Если нет спроса, кто будет покупать продукцию? А если ничего не производить, то откуда брать деньги, чтобы платить зарплаты?
Такая невеселая ситуация складывается, к сожалению. Если среди моих читателей есть работники заводов и производств, связанных с автомобилестроением, напишите в комментариях, как вы работаете, работаете ли и платят ли зарплату и в каком объеме. Очень интересно.