Содержание
- 1 Обозначение значков на приборной панели: 10 групп символов
- 2 Обозначение символов и лампочек на приборной панели автомобиля
- 3 Обозначение значков на приборной панели: как на них реагировать?
- 4 Обозначение электрических элементов на схемах
- 4.1 Виды схем в электрике
- 4.2 Базовые изображения и функциональные признаки
- 4.3 Условные обозначения однолинейных схем
- 4.4 Изображение шин и проводов
- 4.5 Как изображают выключатели, переключатели, розетки
- 4.6 Светильники на схемах
- 4.7 Элементы принципиальных электрических схем
- 4.8 Буквенные условные обозначения в электрических схемах
- 5 Приборная панель, обозначения датчиков и знаков
- 6 Обозначение значков на приборной панели: о чем говорит ваш автомобиль
Обозначение значков на приборной панели: 10 групп символов
Конструкция современного автомобиля представлена комплексом сложнейших дизайнерских, конструкторских и технологических решений.
Благодаря электронному оборудованию управление стало более простым и комфортным, а информация о состоянии всех узлов выводится на панель бортового компьютера.
Количество значков постоянно увеличивается, что превращается в настоящую информационную атаку для водителя.
Запомнить обозначение символов на приборной панели становится всё сложнее, и если мануал по вашему автомобилю не всегда под рукой, представленные далее расшифровки символов и индикаторов позволят своевременно понять, что происходит, нужно ли что-то предпринимать.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью, которая целиком и полностью посвящена расшифровке цифр и букв на шинах.
Классификация по цвету
Загорающиеся под значками лампочки принято классифицировать по цвету на три категории.
Информационные значки
Информационные значки на приборной панели автомобиля расшифровываются следующим образом.
Если начал мигать знак, обозначающий скользкую дорогу, то курсовая устойчивость участка такого пути была обнаружена системой стабилизации. Функция была активирована для подтормаживания буксующего колеса и снижения мощности двигателя с целью предотвращения пробуксовки. Системы в такой ситуации работает исправно и причины для беспокойства отсутствуют.
О неисправности системы стабилизации свидетельствует дополнительные перечёркнутый значок заноса, треугольник или ключ возле знака скользкой дороги.
Изображение жёлтого гаечного ключа на табло свидетельствует о необходимости технического обслуживания. После проведения ТО индикатор можно сбрасывать.
Также приборная панель автомобиля оснащена индикаторами, которые выполняют предупреждающую функцию.
Изображение руля может быть в красном или жёлтом цвете. Красный руль с восклицательным знаком указывает на отказ системы ЭУР или ГУР. В такой ситуации рулевое колесо, скорее всего, сложно поддаётся поворачиванию. Если индикатор жёлтый, возникла необходимость в адаптации.
Мигание изображения иммобилайзера указывает на работу противоугонной системы при закрытой машине. Если индикатор горит постоянно, причин может быть три: неисправность противоугонной системы, метка с ключа не считывается, иммобилайзер не активирован.
В нормальной ситуации знак ручника загорается при поднятии рычага ручного тормоза. Однако индикатор также может указывать на необходимость заменить или долить тормозную жидкость. Ещё такой индикатор указывает на износ тормозных колодок. Если ручник электронный, лампочка может указывать на проблему с датчиком или концевиком.
Для отображения охлаждающей жидкости существует несколько значков, и определять проблему необходимо по одному из загоревшихся. Жёлтый бачок с волнами указывает на пониженный уровень жидкости в системе или на проблему с поплавком либо датчиком. Красная лампочка со шкалой градусника свидетельствует о повышении температуры в охлаждающей системе двигателя.
Значок омывателя указывает на засорение датчика уровня, недостаток жидкости для омывания в бачке или несоответствие её спецификации.
Anti-Spin Regulation – индикатор антипробуксовочной системы. Постоянная активность такой лампочки указывает на то, что система не работает. Этот значок имеет разные изображения на разных транспортных средствах, но чаще всего это надпись ASR или треугольник с восклицательным знаком внутри и стрелкой вокруг. Также это может быть изображение автомобиля на скользкой дороге.
Загорание индикатора катализатора указывает на перегрев каталитического элемента. Мощность двигателя, при этом, резко снижается.
Индикатор выхлопных газов свидетельствует об ошибке по датчику лямбда-зонда, плохой заправке или проблеме в системе очистки выхлопных газов. Загорание данного значка на панели приборов не относится к разряду критичных проблем, но выполнение диагностики является обязательной мерой.
Индикаторы неисправностей
Индикаторы, загорание которых свидетельствует о неисправностях, принято расшифровывать следующим образом.
Падение напряжения в бортовой сети провоцирует загорание значка аккумулятора.
О низком уровне масла в двигателе свидетельствует красный знак маслёнки. Загораться он может как во время движения, так и при запуске двигателя. Дополнительные буквы L и H указывают сответственно на низкий и высокий уровень масла. На приборных панелях разных машин маслёнка может быть с каплей или волнами внизу, а также жёлтыми надписями min, senso, oil level.
Обозначение значков на приборной панели в данном случае единое, а сами они могут отображаться по-разному: человек, пристёгнутый ремнем безопасности с красным кружком впереди него или алые надписи SRS и AIRBAG. Система пассивной безопасности в такой ситуации дала сбой и воздушные подушки не сработают, если вы попадёте в ДТП.
Красный восклицательный знак, заключённый в круг, указывает на проблемы в тормозной системе. Диагностика должна быть немедленной, движение продолжать нельзя. Причина проблемы может заключаться в снижении уровня тормозной жидкости, износе тормозных колодок или поднятом ручнике.
Знак «внимание» жёлтого цвета сообщает о неисправности в работе электронной системы стабилизации. Красный цвет знака является предупредительным и чаще всего такой индикатор сопровождается текстовым пояснением.
Значок АБС указывает на проблемы в работе антиблокировочной системы колёс. Водитель может продолжить движение, но при необходимости система не сработает, и тормоза будут работать как обычно.
Загорание значка ESP может быть как постоянным, так и периодическим. Речь идёт о неисправностях в системе стабилизации, которые могут быть представлены тремя вариантами:
- износ датчика включения стоп-сигнала;
- выход из строя датчика угла;
- поломка датчика давления тормозной системы.
Во время работы двигателя может загораться значок инжектора или check, который указывает о неисправности электронной системы двигателя или ошибках в его работе.
Компьютерная или самодиагностика позволит определить точную причину.
Знак свечей накала является аналогом предыдущего индикатора для дизельного автомобиля. Если ошибки отсутствуют, после прогрева двигателя значок должен погаснуть.
Лампы систем управления и контроля
Далее рассмотрим, какую информацию могут нести контрольные лампы панели приборов и индикаторы систем управления. Наиболее распространенные символы, которые указывает на работу антипробуксовочной системы. Зелёный цвет сообщает о нормальной работе, жёлтый – о неполадках:
- индикаторы определяют, как двигаться – на подъёме или спуске;
- индикатор поворота, встречается только в полноприводных автомобилях;
- включение системы помощи при аварийном торможении;
- система кинетической стабилизации подвески работает неправильно.
Индикаторы системы устойчивости
Значки системы устойчивости расшифровываются следующим образом:
- система стабилизации машины отключена;
- один из узлов антипробуксовочной системы работает некорректно;
- некорректная работа или поломка в системе противоскольжения;
- система противоскольжения работает без помех, и автомобиль движется по скользкой дороге.
Специальные индикаторы
Специальные индикаторы связаны с функциональными особенностями автомобиля. Зелёный цвет указывает на активность определённой функции. О наличии проблем сигнализирует жёлтый и красный цвет.
:
Индикаторы гибридных авто и электромобилей
К индикаторам таких авто относятся:
- неисправность батареи контура высокого напряжения или главной батареи;
- неисправность электропривода;
- высоковольтная батарея работает на низком заряде;
- необходимость подзарядит батарею;
- существенное снижение мощности;
- значки, указывающие на то, что батареи заряжаются;
- пребывание автомобиля в режиме движения на электротяге;
- машина готова к движению;
- неисправность системы внешнего звукового предупреждения пешеходов о приближении машины.
Красный указывает на критическую проблему в электромобиле, движение желательно прекратить. Мощность может быть понижена, активируется аварийный режим. При жёлтом индикаторе проблема некритическая.
Приборная панель дизельных автомобилей оснащена дополнительными индикаторами, которые имеют следующую интерпретацию:
- необходимо заменить сажевый фильтр;
- каталитическая реакция очистки отработавших газов требует добавления жидкости;
- избыточный уровень эмиссии в системе очистки выхлопных газов;
- в топливе присутствует вода или система его очистки требует сервисного обслуживания;
- система электронного управления впрыска топлива работает со сбоями;
- электронные системы управления двигателя нуждаются в ремонте или в топливе присутствует вода;
- необходимость замены ГРМ.
Значки внешних световых приборов
К значкам внешних световых приборов относятся следующие символы.
Выводы
Значков на приборной панели действительно много и запомнить все значения достаточно сложно, но изображения зачастую интуитивно понятны. К тому же распределение индикаторов по цветам позволяет определить, как срочно необходимо решать проблему. При загорании одного из красных индикаторов воздержитесь от использования авто, пока не проведёте техническое обслуживание.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(6
Обозначение символов и лампочек на приборной панели автомобиля
Технологичность транспортных средств возрастает с каждым годом, а это означает, что количество датчиков и электроприборов постоянно увеличивается.
Иногда бывает сложно понять, что означает тот или иной мигающий, светящийся индикатор на приборной панели автомобиля.
Чтобы правильно истолковывать обозначение символов на приборной панели, необходимо как минимум знать значение цветов и их принадлежность к определённой категории.
Предназначение значков на приборной панели автомобиля
Сигнальных ламп предусмотрено в автомобилях достаточно много, они могут быть индивидуальными для определённых моделей машин и иметь специфические обозначения.
О важности и необходимости значков можно узнать из инструкции по эксплуатации определённой модели марки.
Например, если загорелся значок аккумулятора на панели приборов, то определить суть проблемы или оповещения будет несложно, а если это аббревиатуры букв, то тут без знаний не обойтись.
Обозначение индикаторов на панели приборов – это самый простой способ для водителя узнать о возможных поломках, или проблемах в работе автомобиля.
Такие инструменты, как контрольные лампы, смогут своевременно предупредить автомобилиста о неполадках с тормозной системой, сбоях в работе двигателя, аккумулятора и прочих.
С постоянным улучшением технологий количество символов стало расти, и внешний их стал более привлекательным и понятным. Однако запомнить их все под силу далеко не каждому.
Классификация обозначений значков на приборной панели по цветам
Первое, что следует знать о мигающих или светящихся лампочках – не все значки на приборной панели автомобиля могут свидетельствовать о критичной неисправности. Делится индикация машины на 3 основные группы в зависимости от цвета:
- красные значки – предназначены оповещать об опасности. Любое из обозначений красного цвета призывает обратить внимание на поступающие сигналы бортового компьютера, чтобы в кратчайшие сроки устранить образовавшуюся неполадку. Не всегда красный цвет может быть критичным, с мигающим индикатором какое-то время можно двигаться, но делать это не желательно;
- жёлтые значки – свидетельствуют о необходимости обслуживания или ремонта узла транспортного средства, механизма или другой составляющей. Жёлтые и оранжевые индикаторы – это обычно предупредительные символы, при их появлении желательно в короткие сроки обратиться на диагностику автомобиля;
- зелёные значки – информационные и сообщают владельцу авто об активизации определённых сервисных функций. Они являются признаком нормального функционирования всего механизма автомобиля.
Теперь можно рассмотреть наиболее важные и часто возникающие символы, о значении которых нужно знать каждому водителю.
Информационные изображения: обозначение символов на приборной панели
Информационные символы необходимы для оповещения водителя о функционировании всех узлов и систем автомобиля. Благодаря их активации можно определить, какой именно части автомобиля нужно уделить особое внимание. Основные из них:
1. Значки машины – их может быть несколько:
- жёлтую машину с ключом можно трактовать так: загорелся значок двигателя на панели приборов. Это означает, что в машине имеются неисправности двигателя или сбои датчиков;
- красная машина с замком – проблемы в работе встроенной противоугонной системы. При его включении завести машину не получится, но когда он мигает при закрытом транспортном средстве – это признак того, что система просто функционирует;
- если на фоне автомобиля появился жёлтый восклицательный знак на панели приборов, то это значит, водителю необходимо проверить исправность электропривода.
2. Символ открытой двери красной машины активируется при соответствующем действии. Но при закрытых дверях и багажнике его свечение говорит о проблемах с контактами проводов дверей.
3. Символ скользкой дороги включается для предотвращения пробуксовки автомобиля на неустойчивом участке дороги. Символ несёт в себе негативную нагрузку лишь в том случае, если около него появляется треугольник, ключ или перечеркивание – неисправность стабилизационной системы.
4. Изображение гаечного ключа появляется в момент необходимости проведения ТО автомобиля.
Предупреждающие изображения
В их число входят такие световые индикаторы:
- жёлтый руль – требует адаптации, если рядом с красным рулём загорелся восклицательный знак на панели приборов – возможен отказ системы ГУР или ЭУР;
- иммобилайзер обычно должен моргать при закрытом автомобиле, символизируя исправную работу противоугонной системы;
- ручник или буква Р в кругу и скобках способен загораться в случае, когда поднят рычаг ручного тормоза, в момент полного износа тормозных колодок или необходимости доливки тормозной жидкости;
- изображение охлаждающей жидкости в разных вариациях может показывать определённые проблемы, например, перегрев при красном индикаторе с градусником, или низкий уровень при жёлтом бачке с волнами;
- омыватель – изображение появляется при минимальном количестве жидкости в бачке омывателя стёкол или его несоответствии;
- катализатор – жёлтый символ загорается при перегреве каталитического элемента, при этом можно ощутить снижение мощности двигателя. Расход же топлива возрастёт;
- выхлопные газы – жёлтый значок дыма обозначает наличие неисправности в системе вывода выхлопных газов, также он появляется после неудачной заправки или ошибке по датчику лямбда зонда.
Обозначение значков на приборной панели – датчики неисправности
Существует отдельная категория символов – это знаки на приборной панели автомобиля, значение и сущность которых свидетельствует о неисправности того или иного элемента автомобиля. Наиболее часто возникают такие:
Специальные лампы и индикаторы на приборной панели автомобиля
Все лампочки, которые относятся к такому типу, обычно связаны с функциональностью авто. При включении определённой функции, индикаторы будут гореть зелёным цветом, в случае наличия проблем цвет будет жёлтым или красным. Расшифровка некоторых из них:
Необходимость диагностики двигателя
Мигание индикатора означает проблемы с круиз-контролем
Бортовая система автомобиля с автоматической коробкой передач рекомендует повысить скорость для экономии топлива
Показывает состояние парктроника своим цветом
Система управления работает некорректно
Активированы всё 4 ведущих колеса
На самом же деле всевозможных символов существует намного больше. Со временем каждый автолюбитель научится интуитивно распознавать большинство из них.
Обозначение значков на приборной панели: как на них реагировать?
Обозначение значков на приборной панели? Что это за таинственные графические иероглифы?
Приборная панель – это тот небольшой участочек салона за рулём, при помощи которого автомобиль сообщает нам, простым водителям о своём техническом состоянии.
Этими значками машины общаются с людьми, но всегда ли мы правильно их понимаем, что они хотят нам сказать?
Если вы хотя бы раз садились за руль, но наверняка замечали, что помимо стандартных спидометра, тахометра, индикатора уровня топлива и ещё парочки стрелочных приборов, на панели можно увидеть и целую россыпь различных символов, которые периодически помигивают разными цветами.
Давайте разбираться, о чём нам хотят сообщить наши автомобили.
О чём могут рассказать цвета символов?
Начнём, пожалуй, с основы основ – цветов этих самых символов. Оказывается, в них тоже заложена определённая доля информации для нас. Глобально значки на приборной панели можно разделить на несколько групп в зависимости от их цвета, а именно:
- красные – они говорят о серьёзной проблеме или о чём-то, что связано с безопасностью, например, высокая температура охлаждающей жидкости, не пристёгнутые ремни и аналогичном;
- оранжевые и жёлтые – не так опасно и критично, но тоже ничего хорошего. Как правило, обозначение значков на приборной панели такого цвета связано с неисправностями каких-то узлов и агрегатов машины, с которыми ещё можно кое-как ехать;
- зелёные (синие или белые) – это информационные символы, к примеру, индикация включённых поворотников, работающих фар (44, 20), освещения (22) и прочие.
Какие же секреты скрывает приборная панель автомобиля? Рассмотрим таинственные символы в зависимости от их важности и расшифруем их. Итак, к наиболее серьёзным, игнорировать которые просто-напросто небезопасно, относятся следующие значки на приборной панели:
- проблемы с тормозной системой, уровень тормозной жидкости ниже допустимой нормы (40);
- неполадки с системой охлаждения (48) – может означать перегрев системы или резкое падение давления;
- критически низкое давление масла (57);
- что-то случилось с генератором или с электросистемой автомобиля (32).
Красным также светятся символы на приборной панели, которые говорят нам о том, что не пристёгнуты ремни безопасности (30), включён стояночный тормоз (31), открыты двери (51), сработала или выключена антиблокировочная система (49) неисправность закралась в систему, отвечающую за срабатывание подушек безопасности (39), а в автомобилях, оборудованных радарами, индикация опасного сближения с другим авто (16).
Оранжевые символы: что-то с вашим авто не так
Ну что ж, обозначение значков на приборной панели, на которые крайне важно обращать внимание в первую очередь, мы с вами рассмотрели.
Напомним ещё раз – красные символы нельзя игнорировать. Ну а теперь на очереди набор оранжевых (жёлтых).
Как мы уже упоминали в начале статьи, символы такого цвета, как правило, говорят нам, что не всё так плохо, но пора в автосервис или же нужно самостоятельно выполнить обслуживание авто.
Кстати, они иногда носят и просто информационный характер. Итак, обозначение символов на приборной панели жёлтого или оранжевого цвета:
- ошибка работы мотора, значок больше известный как Check Engine (62) – может свидетельствовать о совершенно разных проблемах с силовым агрегатом, нужна диагностика у специалистов;
- неисправность каталитического нейтрализатора (29);
- сдулись колёса (21);
- почти закончилась жидкость для очистки стёкол (4);
- проблема с фарами (23, 36);
- индикация включения подогрева стекла (58);
- включена противотуманная фара (1);
- значки на приборной панели такого типа свидетельствуют об износе тормозных колодок (5).
Обозначение значков на приборной панели. Немного экзотики
Конечно же, есть категории символов, встретить которые можно только у определённого типа автомобилей.
Например, у машин, оснащённых дизельным агрегатом, на приборной панели имеются значки, отвечающие за индикацию работы свечей накаливания (11), предупреждающие о неисправности сажевого фильтра (25) и наличии воды в топливной системе (50, 41).
Особняком стоят модные нынче гибридные авто. Приборная панель автомобиля показывает, что с такой инновационной силовой установкой могут загораться символы, которые говорят о том что активирована тяга исключительно от электромотора , идёт зарядка электрической батареи , напряжение аккумуляторов слишком высоко или же наоборот – батарея разрядилась .
Вместо эпилога
Список лампочек на панели, от появления которых водители могут приходить в ужас и расстраиваться, мы рассмотрели.
Нужно сказать, что это далеко не полный перечень, ведь каждый автопроизводитель волен как угодно оформлять приборы на свой вкус. И здесь могут быть варианты, так как, мы с вами знаем, что на вкус и цвет товарищей нет.
Оказывается, далеко не всем автолюбителям нравится стандартный салон. Дабы приукрасить и получить более красочную картинку, иллюстрирующую работу автомобиля, некоторые любители устанавливают так называемые кастомные панели.
К примеру, приборная панель supervision, от которой, по заверению её производителей, вы получите больше эстетического наслаждения, а также ещё больше полезной информации во время движения, чем от стандартной.
Друзья, не обижайтесь на меня, если вы нашли не все обозначения значков на приборной панели, которые вас интересовали. На самом деле их очень много, причём каждый автопроизводитель, в каждой своей модели авто норовит показать какой-нибудь новый экзотический символ.
Обозначение электрических элементов на схемах
Чтение схем невозможно без знания условных графических и буквенных обозначений элементов. Большая их часть стандартизована и описана в нормативных документах.
Большая их часть была издана еще в прошлом веке а новый стандарт был принят только один, в 2011 году (ГОСТ 2-702-2011 ЕСКД. Правила выполнения электрических схем), так что иногда новая элементная база обозначается по принципу «как кто придумал».
И в этом сложность чтения схем новых устройств. Но, в основном, условные обозначения в электрических схемах описаны и хорошо знакомы многим.
Неправильно, но наглядно и условные обозначения в электрических схемах не нужны
На схемах используют часто два типа обозначений: графические и буквенные, также часто проставляют номиналы. По этим данным многие сразу могут сказать как работает схема. Этот навык развивается годами практики, а для начала надо уяснить и запомнить условные обозначения в электрических схемах. Потом, зная работу каждого элемента, можно представить себе конечный результат работы устройства.
Виды схем в электрике
Для составления и чтения различных схем обычно требуются разные элементы. Типов схем есть много, но в электрике обычно используются:
- Функциональные, на которых отображаются основные узлы устройства, без детализации. Внешне выглядит как набор прямоугольников с проложенными между ними связями. Дает общее представление о функционировании объекта.На функциональной схеме указаны блоки и связи между ними
- Принципиальные. Этот тип схем подробный, с указанием каждого элемента, его контактов и связей. Есть принципиальные схемы устройств, есть — электросетей. Принципиальные схемы могут быть однолинейными и полными. На однолинейных изображены только силовые цепи, а управление и контроль прорисованы на отдельном листе. Если электросеть или устройство несложное, все можно разместить на одном листе. Это и будет полная принципиальная схема.Принципиальная схема детализирует устройство
- Монтажная. На монтажных схемах присутствуют не только элементы, но и указано их точное расположение. В случае с электросетями (проводкой в доме или квартире) указаны конкретные места расположения светильников, выключателей, розеток и других элементов. Часто тут же проставлены расстояния и номиналы. На монтажных схемах устройств указано расположение деталей на печатной плате, порядок и способ их соединения.На монтажной отображается местоположение и прохождение кабелей/линий связи
Есть еще много других видов электрических схем, но в домашней практике они не используются. Исключение — трасса прохождения кабелей по участку, подвод электричества к дому. Этот тип документа точно понадобится и будет полезным, но это больше план, чем схема.
Базовые изображения и функциональные признаки
Коммутационные устройства (выключатели, контакторы и т.д.) построены на контактах различной механики. Есть замыкающий, размыкающий, переключающий контакты. Замыкающий контакт в нормальном состоянии разомкнут, при переводе его в рабочее состояние цепь замыкается. Размыкающий контакт в нормальном состоянии замкнут, а при определенных условиях он срабатывает, размыкая цепь.
Виды контактов
Переключающий контакт бывает двух и трех позиционным. В первом случае работает то одна цепь, то другая. Во втором есть нейтральное положение.
Кроме того, контакты могут выполнять разные функции: контактора, разъединителя, выключателя и т.п. Все они также имеют условное обозначение и наносятся на соответствующие контакты. Есть функции, которые выполняют только подвижные контакты. Они приведены на фото ниже.
Функции подвижных контактов
Основные функции могут выполнять только неподвижные контакты.
Функции неподвижных контактов
Условные обозначения однолинейных схем
Как уже говорили, на однолинейных схемах указывается только силовая часть: УЗО, автоматы, дифавтоматы, розетки, рубильники, переключатели и т.д. и связи между ними. Обозначения этих условных элементов могут использоваться в схемах электрических щитов.
Основная особенность графических условных обозначений в электросхемах в том, что сходные по принципу действия устройства отличаются какой-то мелочью.
Например, автомат (автоматический выключатель) и рубильник отличаются лишь двумя мелкими деталями — наличием/отсутствием прямоугольника на контакте и формой значка на неподвижном контакте, которые отображают функции данных контактов.
Контактор от обозначения рубильника отличает только форма значка на неподвижном контакте. Совсем небольшая разница, а устройство и его функции другие. Ко всем этим мелочам надо присматриваться и запоминать.
Обозначения элементов на однолинейной схеме
Также небольшая разница между условными обозначениями УЗО и дифференциального автомата. Она тоже только в функциях подвижных и неподвижных контактов.
Примерно так же обстоит дело и с катушками реле и контакторов. Выглядят они как прямоугольник с небольшими графическими дополнениями.
Условные обозначения катушек контакторов и реле разных типов (импульсная, фотореле, реле времени)
В данном случае запомнить проще, так как есть довольно серьезные отличия во внешнем виде дополнительных значков. С фотореле так совсем просто — лучи солнца ассоциируются со стрелками. Импульсное реле — тоже довольно легко отличить по характерной форме знака.
Условные обозначения разъемного (вилка-штепсель) и разборного (клеммная колодка) соединения), измерительных приборов
Немного проще с лампами и соединениями. Они имеют разные «картинки». Разъемное соединение (типа розетка/вилка или гнездо/штепсель) выглядит как две скобочки, а разборное (типа клеммной колодки) — кружочки. Причем количество пар галочек или кружочков обозначает количество проводов.
Изображение шин и проводов
В любой схеме приличествуют связи и в большинстве своем они выполнены проводами. Некоторые связи представляют собой шины — более мощные проводниковые элементы, от которых могут отходить отводы. Провода обозначаются тонкой линией, а места ответвлений/соединений — точками. Если точек нет — это не соединение, а пересечение (без электрического соединения).
Обозначение линий связи, шин и их соединений/ответвлений/пересечений
Есть отдельные изображения для шин, но они используются в том случае, если надо графически их отделить от линий связи, проводов и кабелей.
Как обозначаются провода, кабели, количество жил и способы их прокладки
На монтажных схемах часто необходимо обозначить не только как проходит кабель или провод, но и его характеристики или способ укладки. Все это также отображается графически. Для чтения чертежей это тоже необходимая информация.
Как изображают выключатели, переключатели, розетки
На некоторые виды этого оборудования утвержденных стандартами изображений нет. Так, без обозначения остались диммеры (светорегуляторы) и кнопочные выключатели.
Зато все другие типы выключателей имеют свои условные обозначения в электрических схемах. Они бывают открытой и скрытой установки, соответственно, групп значков тоже две. Различие — положение черты на изображении клавиши. Чтобы на схеме понимать о каком именно типе выключателя идет речь, это надо помнить.
Есть отдельные обозначения для двухклавишных и трехклавшных выключателей. В документации они называются «сдвоенные» и «строенные» соответственно. Есть отличия и для корпусов с разной степенью защиты.
В помещения с нормальными условиями эксплуатации ставят выключатели с IP20, может до IP23. Во влажных комнатах (ванная комната, бассейн) или на улице степень защиты должна быть не ниже IP44.
Их изображения отличаются тем, что кружки закрашены. Так что их отличить просто.
Условные обозначения выключателей на чертежах и схемах
Есть отдельные изображения для переключателей. Это выключатели, которые позволяют управлять включением/выключением света из двух точек (есть и из трех, но без стандартных изображений).
В обозначениях розеток и розеточных групп наблюдается та же тенденция: есть одинарные, сдвоенные розетки, есть группы из нескольких штук. Изделия для помещений с нормальными условиями эксплуатации (IP от 20 до 23) имеют неокрашенную середину, для влажных с корпусом повышенной защиты (IP44 и выше) середина тонируется темным цветом.
Условные обозначения в электрических схемах: розетки разного типа установки (открытого, скрытого)
Поняв логику обозначения и запомнив некоторые исходные данные (чем отличается условное изображение розетки открытой и скрытой установки, например), через некоторое время вы уверенно сможете ориентироваться в чертежах и схемах.
Светильники на схемах
В этом разделе описаны условные обозначения в электрических схемах различных ламп и светильников. Тут ситуация с обозначениями новой элементной базы лучше: есть даже знаки для светодиодных ламп и светильников, компактных люминесцентных ламп (экономок).
Неплохо также что изображения ламп разного типа значительно отличаются — перепутать сложно. Например, светильники с лампами накаливания изображают в виде кружка, с длинными линейными люминесцентными — длинного узкого прямоугольника.
Не очень велика разница в изображении линейной лампы люминесцентного типа и светодиодного — только черточки на концах — но и тут можно запомнить.
Изображение ламп (накаливания, светодиодных, галогенных) и светильников (потолочных, встроенных, навесных) на схемах
В стандарте есть даже условные обозначения в электрических схемах для потолочного и подвесного светильника (патрона). Они тоже имеют довольно необычную форму — круги малого диаметра с черточками. В общем, в этом разделе ориентироваться легче чем в других.
Элементы принципиальных электрических схем
Принципиальные схемы устройств содержат другую элементную базу. Линии связи, клеммы, разъемы, лампочки изображаются также, но, кроме того, присутствует большое количество радиоэлементов: резисторов, емкостей, предохранителей, диодов, тиристоров, светодиодов. Большая часть условных обозначений в электрических схемах этой элементной базы приведена на рисунках ниже.
Обозначение электрических элементов на схемах устройств
Изображение радиоэлементов на схемах
Более редкие придется искать отдельно. Но в большинство схем содержит эти элементы.
Буквенные условные обозначения в электрических схемах
Кроме графических изображений элементы на схемах подписываются. Это также помогает читать схемы. Рядом с буквенным обозначением элемента часто стоит его порядковый номер. Это сделано для того чтобы потом легко было найти в спецификации тип и параметры.
Буквенные обозначения элементов на схемах: основные и дополнительные
В таблице выше приведены международные обозначения. Есть и отечественный стандарт — ГОСТ 7624-55. Выдержки оттуда с таблице ниже.
Буквенно цифровые обозначения в схемах
Приборная панель, обозначения датчиков и знаков
Это только кажется, что если автомобиль железный, то он не может разговаривать и у него нет никаких эмоций.
Он может весело играть тем грузом, который вы не закрепили, погромыхивая им на всех кочках, уныло поскрипывать всеми своими шарнирами, пробираясь по грязи и бездорожью, или устало пощелкивать хорошо потрудившимся двигателем, добравшись до дома. А ещё есть приборная панель автомобиля, на которой всегда видно его текущее состояние.
Зачем знаки на приборной панели
Согласно классическому определению приборной панелью называется место, где собраны измерительные и контрольные приборы. Еще не слишком давно на приборной панели было не слишком много разных измерителей, индикаторов и указателей, и разобраться с ними не составляло никакого труда.
Однако по мере совершенствования автомобиля появлялись новые датчики, следом за этим выводились новые знаки на приборную панель, и со временем для многих водителей все эти символы превратилось в настоящую китайскую грамоту.
Однако не стоит расстраиваться, даже если вы не сможете сразу запомнить пиктограммы и обозначения значков на приборной панели, часть из которых приведена выше.
Во многом этот процесс усложняется тем, что для каждого автомобиля существует свой набор символов, отображаемый на приборной панели, связанный с его конструктивными особенностями, наличием на его борту тех или иных устройств (комплектации автомобиля) и тем, какие установлены датчики.
Можно, конечно, запоминать все индикаторы и пиктограммы, и это, безусловно, самый правильный подход, позволяющий ориентироваться в текущем состоянии вашего железного коня. Однако существует другой, достаточно простой вариант, позволяющий оценить состояние автомобиля без знания содержания обозначения каждой пиктограммы.
Цвет значка имеет значения
В этом случае надо обратить внимание на цвет высвечиваемых значков на приборной панели. Перед запуском двигателя автомобиля поверните ключ зажигания, но не запускайте мотор.
На приборной панели при этом вспыхнут обозначения многочисленных индикаторов, пиктограмм и символов самого разного цвета – красного, желтого и зеленого.
Это свидетельствует, что индикаторы все исправны и самодиагностика в автомобиле работает.
При запуске двигателя подсветка всех значков на приборной панели, особенно красного цвета, должна прекратиться. Светящиеся индикаторы и символы красного цвета служат для обозначения аварийной или близкой к ней ситуации.
В этом случае самый оптимальный выход – попасть на СТО, если возможно – то своим ходом.
Особого внимания на приборной панели должен заслуживать символ давления масла, его изображение приведено ниже:
При его появлении обязательно необходимо проверить в двигателе уровень масла, убедиться в отсутствии следов утечки масла, и в тех случаях, когда масло есть в системе, можно рискнуть отправиться своим ходом на СТО. Если имеется запас масла, то можно его долить, но все равно ехать вам только до автосервиса. Нет, вообще-то ехать можно куда вздумается, но когда не устранена потеря давления масла, то можно если не распрощаться, то надолго расстаться со своим автомобилем.
Именно красный цвет индикаторов на приборной панели свидетельствует об аварийной ситуации на борту автомобиля. Другой цвет, который должен вызвать у вас повышенное внимание, – это жёлтый. Примером может служить всем известный символ CHECK желтого цвета на приборной панели.
В этом случае ситуация не настолько критическая, чтобы требовался немедленный осмотр и ремонт машины.
Если на приборной панели горит подобный символ, то он свидетельствует о наличии некритических неисправностей инжектора, для устранения которых надо принять своевременные меры.
Все остальные индикаторы обычно служат в роли информационно-справочных и бывают чаще всего зеленого, в крайнем случае — какого-то другого цвета, например синего, как указатель включения дальнего света.
И хотя их внезапное загорание, при работающем двигателе, не сулит ничего хорошего, но свечение на панели подобных индикаторов не носит фатального характера, а в случае индикации световых приборов (ближний, дальний свет, противотуманки) просто информирует об их включении.
Несколько слов об индикации других неприятностей
Общий список неприятностей, о наличии которых предупреждают знаки на панели приборов, приведены выше, но лучше всего запомнить хотя бы ещё два индикатора, и оба красного цвета.
Появление такого знака на панели, свидетельствует в первую очередь об износе тормозных колодок, хотя могут быть и другие причины, вызвавшие его появление. Понятно, что ничего хорошего в этом нет, тормоза такая вещь, с которой лучше не шутить.
Если датчики говорят, что колодки износились, скорее всего, так и есть.
А этот символ свидетельствует о состоянии генератора/аккумулятора. Его появление говорит либо о низком напряжении АКБ, либо об отсутствии зарядки со стороны генератора и его неисправности. Что, в общем-то, может служить предвестником скорых неприятностей, если своевременно не принять нужных мер по их устранению.
Независимо от того, знаете вы или нет, о чем символизируют индикаторы на приборной панели, появление светящихся желтых и особенно красных символов должно привести к установлению причин появления этих символов и, как минимум, к визиту на СТО.
Панель приборов призвана:
- информировать водителя о работе приборов;
- вовремя сообщить о неисправности.
Обозначение значков на приборной панели: о чем говорит ваш автомобиль
Здравствуйте, дорогие друзья! Все ли мы знаем про свой автомобиль? Ведь на самом деле это сложный механизм, который многие иногда считают даже одушевленным. Ну не зря же автовладельцы дают своим четырехколесным коням ласковые имена. А когда возникают проблемы с зажиганием или другими системами, просят не капризничать.
Шутки шутками, но машина способна сама сообщить своему владельцу, что у нее возникли те или иные проблемы. Это крайне удобно, поскольку водитель сразу понимает, на какую именно систему или агрегат обратить внимание.
Здесь главное понимать, что именно подсказывает автомобиль. Для этого предусмотрен полный набор контрольных ламп, которыми буквально усеяна приборная панель. В некоторых случаях расшифровка не сулит ничего плохого и опасного. В других ситуациях нужно оперативно начать решать проблему, о которой сигнализирует машина.
Лампа, какого ты цвета
Для начала запомните, что каждый автомобиль имеет свои особенности и графические решения при отображении одинаковых неисправностей. Потому основным помощником будет именно руководство по эксплуатации для вашей конкретной машины.
Ведь в распоряжении у водителя могут быть самые разные авто:
- Тойота Камри;
- Volkswagen Passat;
- Opel Vectra C;
- БМВ е60;
- БМВ е90;
- Лада Приора;
- Лада Гранта;
- Газель;
- ВАЗ 2114;
- Киа Рио;
- Рено Дастер и пр.
Прежде чем приступать к эксплуатации машины, каждый грамотный автовладелец проходится по основным позициям в руководстве. Из него он получает наиболее важную информацию, которая понадобится при езде и для контроля за состоянием автомобиля.
И первым делом следует обратить внимание на то, каким именно цветом горят те или иные сигнальные лампы. Просто некоторые начинают паниковать при любых лампочках, вне зависимости от их окраса.
Не спешите с выводами, поскольку по факту ничего страшного может и не быть. Просто это стандартные сервисные сигналы, которые в определенный момент автоматически гаснут и зажигаются.
Все обозначения можно разделить по цвету. Их на современных автомобилях три:
- Красные. Это говорит о том, что есть какая-то опасность. Потому если вы видите знак красного цвета, обратите на него внимание и сделайте все, чтобы значок погас. Иногда проблемы не особо критичные. Опять же, руководство по эксплуатации вам в помощь;
- Желтые. Они сообщают о факте наличия неисправности, либо необходимости выполнять определенные действия с машиной в плане управления или сервисного обслуживания;
- Зеленые. Это сервисные функции, которые активируются, и при этом зажигаются лампы зеленого цвета. Наиболее безопасные, потому из-за них переживать точно не придется.
В зависимости от автомобиля, количество значков, как и их графический внешний вид, могут отличаться. Потому это скорее общая инструкция, которая поможет вам ориентироваться в наиболее распространенных ситуациях.
Все знаки можно разделить на 3 группы:
- неисправности;
- информационные;
- предупреждающие.
О каждой из них поговорим отдельно.
Неисправности
С такими обозначениями в активном состоянии водители сталкиваться не хотят. Но порой приходится. Потому важно знать, о чем именно сообщает автомобиль, чтобы понимать свои дальнейшие действия.
- Аккумулятор. Говорит о падении напряжения в сети. Вероятно, есть проблемы с генератором;
- Канистра с маслом. Или масленка. Как вам удобнее. Упал уровень масла в ДВС. При пуске загорается и тухнет, но это нормально. Если же лампа не гаснет, срочно проверьте уровень и давление;
- Подушка безопасности. Имеет несколько вариантов отображения, включая надпись SRS. Есть проблема в работе системы пассивной безопасности. Подушки могут не сработать при аварии;
- Восклицательный знак. Имеет ряд вариантов расшифровки, в зависимости от своего цвета, фона и дополнительных надписей. Потому лучше сразу заглянуть в руководство;
- ABS. Как вы понимаете, этот значок говорит о проблемах с системой АБС;
- ESP. Иногда горит некоторое время и тухнет, а порой остается гореть постоянно. Как вы поняли, здесь речь идет о проблемах с ESP;
- Двигатель. Он же знак Check. В работе мотора появились ошибки, есть проблемы с его электронными системами. Нужно делать компьютерную диагностику;
- Свечи накаливания. На дизельных авто значок аналогичен бензиновому Check.
С этими разобрались. Теперь двигаемся дальше.
Информативные
И тут есть свои индикаторы, о значении которых лучше знать заранее. Это позволит избежать развития более серьезных неприятностей.
Учтите, что информативные лампы бывают как желтыми, так и красными. Но красных обычно боятся больше, что вполне логично. Вне зависимости от цвета, возникающие проблемы следует решать максимально оперативно.
Здесь мы имеем дело с такими обозначениями:
- Машина и ключ. Есть проблемы с ДВС, но обычно это касается датчиков или электронной составляющей коробки передач;
- Машина и замок. Говорит о проблемах с заводской противоугонной системой;
- Машина и восклицательный знак. Желтый индикатор актуален для гибридов, у которых проблемы с электроприводом;
- Открытая дверь. Если по факту все двери закрыты, то есть проблемы на концевиках дверей. Контакты проводов не срабатывают;
- Скользкая дорога. Говорит об активации системы стабилизации. Все хорошо, если рядом с таким значком нет треугольника или перечеркивания. Тогда неисправность есть;
- Гаечный ключ. Машина просит провести ТО. Ничего плохого не произошло, но тянуть с плановым обслуживанием не стоит.
И тут как бы ничего сложного. Двигаемся дальше к предупреждающим знакам.
Предупреждающие
Последними у нас будут предупреждающие индикаторы. На них стоит обратить внимание, поскольку потенциально с их помощью можно предотвратить ряд более серьезных проблем.
Здесь основными сигналами считаются следующие:
- Руль. Если знак желтый, то требуется простая адаптация руля. Если горит красным вместе с восклицательным знаком, тогда у вас проблемы с гидро или электроусилителем;
- Иммобилайзер. Вариантов несколько, но в любом случае у противоугонной системы есть неполадки. Нужно ее проверить;
- Ручник. Загорается только при включении ручного (стояночного) тормоза. Но также горит, если есть проблемы с износом колодок, машина фиксирует нехватку тормозной жидкости, либо требуется ее замена. Если ручник электронный, причина может крыться в банальном отказе или ключе датчика;
- Охлаждающая жидкость. Графически отображается разными способами. Если это красный знак термометра, в системе охлаждения превышена температура. Желтый бачок с волнистой линией внизу сообщает о критически низком уровне жидкости охлаждения. Опять же, нельзя исключать ключ датчика;
- Стеклоомыватель. В бачке с омывающей жидкостью низкий уровень, либо засорился датчик. На некоторых авто индикатор горит, если жидкость не подходит вашей машине;
- ASR. Лампа антипробуксовочной системы. Если индикатор горит постоянно, система неисправна;
- Катализатор. Горит при повышении температуры и сопровождается резким падением мощности;
- Выхлопные газы. Если он горит, то система очистки выхлопа работает неправильно. Но чаще загорается из-за низкого качества топлива.
Вы должны понимать, что существуют и иные варианты индикаторных значков. Потому считать эту инструкцию как основополагающую для эксплуатации вашего автомобиля нельзя.
Но это основа, от которой можно смело отталкиваться. Потому начните с малого, и постарайтесь постепенно изучать все руководство по эксплуатации, которое приложил к вашей машине автопроизводитель.
Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и оставайтесь с нами!
(2