Вспомните любой автомобильный анекдот… Вспомнили? Готова поспорить, что в памяти всплыло противостояние Запорожца с Мерседесом! Сколько же вариаций на тему «ЗАЗ порвал всех» существовало лет эдак 15 тому назад, где главным героем автомобильных анекдотов бессменно был непобедимый Запорожец… В нашей стране нашлось немало кулибиных, превративших сказку в быль: «заряженные» ЗАЗы, обгоняющие на гонках конкурентов, неизменно становились фаворитами публики! Один из таких доработанных ЗАЗ-968М мне довелось встретить в 2005 году на соревнованиях по дрэг-рейсингу. Из завоеванных регалий к тому моменту в арсенале боевого Запорожца уже был Кубок Москвы в классе FSA.
Постройкой автомобиля занимался Борис Обухов. Как говорится, встречают по одежке – уже первого взгляда достаточно, чтобы понять, что перед нами не простой экзепляр: вроде как кованые колеса и виднеющиеся между их «лучами» дисковые тормозные механизмы стандартному ЗАЗу не положены )) А тут еще самодельные воздухозаборники на задних крыльях, расширенные колесные арки, каркас безопасности в салоне и полное отсутствие бамперов, молдингов и даже «поворотников» на кузове… Для максимального облегчения автомобиля внутри салона демонтировали всю обшивку, элементы декора и «лишние» сидения, вместо штатного капота установили алюминиевый, а сталинитовые боковые стекла заменили на плексиглас.
Ну а теперь перейдем к самому интересному – конструкции двигателя. За основу был взят блок цилиндров от ВАЗ-2106 (1,6 л), «начиненный» заказными коваными поршнями и облегченными шатунами. Ну и куда же настоящим гонщикам без доработки головки блока! В двигателе увеличили диаметр впускных и выпускных каналов, клапанов и седел. Фрезеровка головки позволила увеличить степень сжатия мотора с 8,5 до 12. Для обеспечения подъема клапанов в 12,1 мм, распредвал изготавливали по индивидуальному заказу. Ну а далее последовала установка четырехдроссельного впуска, «мозгов» фирмы Абит и системы зажигания с индивидуальными катушками для каждого цилиндра. В итоге, получившийся двигатель стал выдавать около 140-145 л.с.
Коробку передач и приводные валы оставили стандартными. Правда, хватало родной коробки от силы на пять гоночных заездов… Лично для меня самой запоминающейся победой на тех соревнованиях стал издевательский обгон этим Запорожцем мажорского Porsche Boxter. Вот такой вот анекдот ))
P.S. В дальнейшем Борисом был собран еще один Запорожец с двигателем Renault F7B, форсированным примерно до 200 л.с. и снабженным закисью (еще кратковременно +50 л.с.). В этой конфигурации бежевый «жужик» наказал очень много серьезных дрэговых соперников, правда, ресурса сцепления не всегда хватало на полный гоночный день.
P.P.S. 26 марта 2008 года, настраивая Запорожец к очередному гоночному сезону, Борис разбился: не смог «поймать» машину после заноса. В машине стоял мощный каркас и ковш со спортремнями, но пристегиваться на тестах он не любил. Не защелкнул лямки и в этот раз…