Я уже писал о том, что автомобильный рынок в России практически умер. Точнее находится в спячке, которая смерти подобна. В некоторых городах дилеры начали работать или работают онлайн, но от этого не легче. Все, кто хотел купить машину, сделали это в марте, а теперь народ выжидает. Ждет, что будет дальше, вдруг деньги понадобятся на что-то более необходимое, чем новая машина.
Германия уже практически вышла из самоизоляции. Дилерские центры работают уже больше недели. Но толку нет. Немцы не ломанулись в автосалоны, желая потратить свои деньги. Хоть какой-то наплыв клиентов (ажиотажем это назвать нельзя) был в первые два дня, теперь салоны пустуют, принимая по несколько клиентов за день.
Склады переполнены машинами и у дилеров, и у автопроизводителей. Пятинедельный карантин в стране вызвал 80% падение продаж новых автомобилей. Раст безработицы, падение доходов и неуверенность в завтрашнем дне — это те факторы, которые останавливают людей от дорогостоящей покупки. Статистика говорит о том, что за ту неделю, которую дилеры работают в нормальном режиме, продажи составляют от 10 до 50% от обычных в зависимости от марки.
Автопроизводители придумывают новые акции и спецпредложения. Кто-то предлагает кредит со ставками от нуля до трех процентов годовых, кто-то предлагает кредит, по условиям которого машину можно забрать уже сейчас, а первый платеж по ней совершить только в 2021 году. Кто-то заманивает покупателей бесплатным сервисным обслуживанием, другими бонусами.
Государство просит граждан помочь самим себе, не держать деньги в копилках, а пустить их в экономику, на благо отечественных производителей, на благо рабочих мест. Правда, пока эти уговоры и мотивирующие речи не приносят реальной пользы. Немцы ждут реальных стимулов и поддержки государства, госпрограмм, льгот в налогообложении и так далее. Вот только за время, пока идут обсуждения и ожидания, многие дилеры разорятся.
То же самое ждет россяин. Не надо думать, что у нас будет всё лучше. Нет, не будет. Возможно, будет только хуже. Правительство России уже приняло решение поддержать большинство российских автопроизводителей (в систему господдержки не попали только заводы Mercedes-Benz и Haval), принято решении о выделении дополнительных денег стимулирующие госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», идут обсуждения о их расширении и смягчении требований к участникам.
Впрочем, падение рынка неизбежно и очевидно. Многие дилеры уже сейчас по факту являются банкротами. По итогу мы не досчитаемся минимум трети автосалонов. Кто-то устоит, но надолго ли? Эксперты говорят о том, что спрос восстановится только через год. В лучшем случае.
Впрочем, после паденья 2014-2015 года российский рынок так и не оклемался и не восстановился за 5 лет, так что прогноз весьма оптимистичен. Кто будет покупать новые машины, если у людей денег нет? Какими бы заманчивыми ни были условия, бесплатно машины пока не раздают, а значит, свои деньги тоже нужны. А их нет.